В воскресенье, 15 мая, в Москве отмечали 87 годовщину открытия метрополитена. А мы решили вспомнить историю строительства первой линии подземки в столице.

Решение о строительстве метро в Москве приняли 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП (б). Для определения первого участка, где появятся станции, изучили наземные трамвайные маршруты, и в самых напряженных районах решили начать прокладывать метро.

А вот с проектом метрополитена были определенные сложности ­– к работе над ним привлекли иностранных специалистов, которые раньше работали над лондонской, парижской и берлинской подземкой. Московская почва, в отличие от грунтов европейских столиц, однородностью не отличалась, поэтому нужный результат сложили из нескольких уже построенных и действующих проектов.

Первый опытный участок строительства начался с улицы Русаковской – это перегон между станциями «Красносельская» и «Сокольники». Весной 1933 года работы шли на всех участках метро. Использовались разные способы прокладки тоннелей: горный, траншейный, открытый и с помощью тоннелепроходческих щитов. Последние работали на самых глубоких участках.

Интересно, что для первый щит для строительства купили у английской фирмы «Markham». До того, как он спустился под землю, специалисты полностью изучили его, чтобы собрать аналогичную советскую машину. Первый отечественныйТПМК отправился в путь уже 15 мая 1934 года между станциями «Охотный ряд» и «Площадь Дзержинского» («Лубянка»).

Первая станция, на которую своим ходом пришел поезд, была «Комсомольская». Состав до нее добрался 14 октября 1934 года от депо «Северное». 4 февраля 1935 года по линии прошел пробный состав из четырех вагонов, а 6 февраля метро сдали в эксплуатацию. Первые рядовые пассажиры, как мы уже знаем, спустились в метро 15 мая 1935 года.

Длина первого участка составила всего 11 километров. Он включал 13 станций, а ходило по нему 12 составов. У линии, шедшей от «Сокольников» до «Парка Культуры», было ответвление в сторону станции «Смоленская» (сейчас она находится на Филевской линии).

Соответственно, уехать по первой линии можно было всего в трех направлениях: от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской», от «Смоленской» или «Парка культуры» до «Сокольников» и от «Сокольников» до «Парка культуры». И на разные направления продавали талончики разных цветов: до «Сокольников» — красный, до «Парка Культуры» — желтый.
Текст: Наталья Бисерова
Фото: схема 1-й и 2-й очереди Московского метрополитена