Знаете, есть такие дома — «пройдешь мимо и не заметишь», но если приглядеться, то внутри спрятаны сокровища истории. Сегодня мы расскажем именно о таком здании в центре столицы — о городской усадьбе Саввы Мамонтова. 

Здание с надписью «Полиграфический институт» расположилось на ул. Садовая-Спасская, д. 6, стр. 1. 

Мы точно не знаем, что было здесь до 1866 года. Но говорят, что изначально городскую усадьбу построила надворная советница Прасковья Есаулова в 1816 году. 

Но почему мы выделили именно 66-ой год? Потому что именно тогда после перераспределения наследства дом получает Савва Мамонтов, известный в последствии меценат и предприниматель. Он поселился здесь с семьей уже через год. 

Интересно, что уже тогда перед домом был свой палисад, что являлось особенностью всех владений на Садовой улице. 

Позднее Cавва увеличивает участок и расширяет дом. По воспоминаниям Н.В.Поленовой: «При рождении Сережи (старшего сына Мамонтовых – 1867 г.) дом Саввы Ивановича был как у всех – зала, гостиная, кабинет, спальня, столовая…». Но постепенно дом приобретает традиционную для городской усадьбы композицию – появляется широкий проезд, парадная зона, а также хозяйственный двор и сад.

В дальнейшем, особый уклад жизни хозяина стал причиной преобразования обычного дома в уникальный особняк. В 1872 году к старому дому пристраивают двухэтажную каменную пристройку, а позднее делают ее трехэтажной. 

Скорее всего, участие в изменениях принимал друг и известный архитектор В.А. Гартман. «Стройка наша продвигается сильно, кончается второй этаж, хотя я к Гартману пока не ходил..» — пишет Савва в это время своей жене. 

Вскоре: «На стройке вывели окна третьего этажа, высоконько, зато вид оттуда – прелесть!..»

Планировка этажей, судя по чертежу, была характерной для времени ампира – комнаты сообщались по системе анфилады, по трехмаршевой парадной лестнице поднимались в комнаты.

В 1878 году новые изменения — двухэтажная пристройка. Каждый этаж пристройки – зал 107 кв. м. В нижнем, скорее всего, организовали новую столовую с выходом в сад, а в верхнем — знаменитый кабинет Саввы, который будет использоваться и как театр, и как мастерская художников. Именно здесь впервые в Москве споет Ф.И. Шаляпин и будут работать В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов. 

Именно здесь Савва Игнатьевич будет принимать императора Александра III, который приедет для знакомства с картинами!

Потолок столовой и кабинета были отделаны драгоценной породой дерева –моренным дубом. Дверные полотна украшены резьбой по рисункам друзей-художников.

Мамонтов вешает на стену новой столовой картину Васнецова: «Ковер-самолет», символизирующую сказочную скорость передвижения по железным дорогам.

Кстати, история создания этого полотна весьма любопытна и даже курьезна. В 1880 году уже известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе художнику Виктору Васнецову написать картину на тему полета и волшебного перемещения. Эта работа должна была – наряду с полотнами Васнецова «Три царевны подземного царства» и «Бой славян со скифами» – украсить зал заседаний правления только начинающей строиться Донецкой каменноугольной железной дороги. 

Столовая Мамонтова. Картина Елены Дмитриевны Поленовой, 1893 год

По задумке Васнецова и Мамонтова, эти произведения отражали бы богатство недр Донецкого края и символизировали, подобно сказке, бесконечные возможности человека после постройки этой дороги. Но ни одно из этих полотен так и не было вывешено в зале заседаний, поскольку консервативно настроенная дирекция отказалась от мамонтовского заказа. 

В итоге все три работы были куплены самим заказчиком. Некоторое время «Ковер-самолет» и «Бой славян со скифами» украшали столовую городского особняка Саввы Мамонтова.

По величине и оформлению новый кабинет и новая столовая намного превосходили все помещение дома. В это время из Италии приходит мозаика, которой оформят пол во многих комнатах. Деревянная резьба, уникальная майолика наполняют постепенно интерьеры дома.

В 1890-е к корпусу с конюшней пристроят фасад в «римско-византийском» стиле по рисунку Врубеля. Два майоликовых камина и две печи, сделанные по эскизам Врубеля, позднее будут вывезены в Абрамцево и сейчас их можно увидеть в музее-заповеднике. 

Панно на камине изображает девушку в окружении морского царства. Существует предположение, что на панно изображена балерина Гузикевич, которая возможно, работала в театре Солодовникова.

В 1896-м году архитектор Лев Кекушев выстроит одноэтажную электростанцию, она будет обслуживать дом и флигель, а еще он спроектирует застекленную пристройку – зимний сад. Сама усадьба декорируется в стилистике модерна.

В 1899 году Савву Мамонтова арестовали, а дом был опечатали. Позднее, оправданный меценат поселился у Бутырской заставы, в небольшом доме при гончарном заводе «Абрамцево».

В последний раз здание полностью перестроят в 1911 году, когда усадьбу приобретает М.А. Страхова. Она переделает особняк под частную мужскую гимназию, используя немецкий типовой проект «Политехникума» (инженер А.Н. Зелингсон). 

Фактически, в новое здание вошли отдельные участки наружных капитальных стен дома Мамонтова. 

В 1911-1913 годах будет перепланирован флигель и коровник. Больше всего повезло восточному крылу особняка, где находились кабинет и столовая. Новая хозяйка их использует под актовый и гимнастические залы. Остались воспоминания о доме той поры: 

«…гимназия считалась одним из лучших учебных заведений подобного рода в Москве. Трёхэтажное светло-жёлтое здание немного уходило вглубь квартала. Перед фасадом был разбит ограждённый железной решёткой палисадник, весь зелёный от разросшегося жасмина, развесистых лип и каштанов». 

В новом доме, в характере декора и группировки оконных проемов, чувствуется влияние модерна, точнее его рациональный вариант.

Позднее, в здании располагается полиграфический институт, планировка искажается перегородками, вход с улицы закрывают. Повезет только залам восточного крыла – сохранится отделка потолка и резное полотно.

Однако, вернемся во времена, когда у Саввы Мамонтова было все прекрасно — конец 1870-х — 1880-е. Выше мы рассказывали о большом кабинете мецената. Так вот, сейчас он называется «Шаляпинский зал»!

Дело в том, что при Савве Мамонтове в Большом кабинете устраивались концерты Московской частной русской оперы, где расцвел гений Федора Шаляпина. Здесь же был образован Московский художественный кружок, где собирались даровитые художники, архитекторы, скульпторы.

Начало 1890-х, Большой кабинет. Савва Мамонтов играет на рояле (слева направо) Василию Сурикову, Илье Репину, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому. Фото: pastvu.com

Именно в этом зале в 1880 году состоялся театральный вечер, в котором участвовал 17-летний Константин Алексеев, в будущем известный всему миру театральный режиссер под псевдонимом Станиславский. И именно здесь впервые Алексеев (Станиславский) встретился с Шаляпиным. 

Многие находки Федора Ивановича впоследствии легли в основу знаменитой «системы Станиславского» – Константин Сергеевич считал Шаляпина эталоном не только в оперном искусстве, но и в области грима, речи, пластики.

Над мамонтовской «домашней самодеятельностью» любил ерничать Антон Павлович Чехов: мол, это барская причуда для собственного увеселения. Но открытие миру Федора Ивановича Шаляпина – упрямый факт. 

«Шаляпин – настоящая сила. Какой голос! В консерватории не учился… А кто знает, не сам ли он консерватория?!» – восторгался Савва Иванович. 

Непосредственно на Садовой-Спасской великий русский бас выступал неоднократно, так что «Шаляпинский зал» назван так вполне заслуженно.

Столовая с «Ковром-самолетом». Обед у Саввы Мамонтова, 1889 год. Фото: pastvu.com

Когда в 1933 году в Лондоне проходил Международный конкурс оперных исполнителей, где первая премия была присуждена Федору Шаляпину, русский Царь-бас счел своим долгом сказать о человеке, который когда-то дал ему путевку в жизнь: 

«Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче Мамонтове. Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал всю свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству. Говорю откровенно: я научился у Мамонтова вот так работать над материалом, как работаю сейчас!.. Не знаю, был бы ли я таким Шаляпиным без Мамонтова!»

Вход в Большой кабинет московского дома Мамонтова. Акварельный рисунок Василия Дмитриевича Поленова для обложки книги Саввы Ивановича Мамонтова «Хроника нашего художественного кружка», 1894 год

Савва Мамонтов одним из первых оценил дарование Михаила Александровича Врубеля, приютил его, предоставил условия для творчества, обеспечил заказами. Именно в Большом кабинете в 1890-м Врубель создает своего «Демона сидящего» и в том же году пробует себя в сценической живописи, причем весьма успешно. Он создает декорации и костюмы для домашнего спектакля «Царь Саул», в котором одну из ролей сыграл, кстати, Константин Алексеев (Станиславский). 

Надо сказать, Константин посещал московский особняк Мамонтова с детства, будучи двоюродным братом супруги Саввы Ивановича – Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (ур. Сапожниковой), происходившей из семьи шелкового фабриканта.