Успенский собор Московского Кремля — один из чудом уцелевших храмов главной крепости столицы. В учебниках пишут, что он видел еще Ивана Калиту. Но мало кто знает, что не именно это здание.
Успенский собор, наши дни. Фото — Daniel Kruczynski

Так когда был построен изначальный храм и при чем тут город Владимир? Сейчас все расскажем, но для этого нужно уйти глубоко в историю. 

Первый Успенский собор в Москве был заложен еще 4 августа 1326 года при Иване Калите. А освящен уже в 14 августа 1327 года. Строителям понадобилось чуть больше года на его возведение. 

Основал храм Митрополит Киевский и всея Руси Пётр. Сюда он перенёс свой престол из Владимира. 

Так что же это был за собор? 

Одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками. Позднее к нему пристроили приделы. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала 13 века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 

Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского

Храм возвели в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня и гладкие элементы архитектурного декора. Интересно, что в соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии.

Но во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра — треснули своды. 

Конечно, после этого их укрепили массивными брёвнами. Но собор был уже не в том состоянии. И митрополит всея Руси Филипп решил его обновить. 

Кстати, причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы. Еще в те времена наша столица стала политическим и духовным центром Русского государства. 

Но строительство — дело не только не простое, но и дорогое. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. 

Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины — выходцы из древнего боярского рода, а также Василий Ермолин. Последний принадлежал к одной из богатейших купеческих семей своего времени. Ермолины относились к числу «сурожских гостей» — купцов, которые торговали со странами Востока (в сурожском торговом ряду).

Сам Василий руководил строительными работами Русского государства в 1460-х и начале 1470-х годов. По его заказу (возможно, и при непосредственном участии) была составлена Ермолинская летопись. Эта историческая книга конца 15 века содержит известия о строительной деятельности Василия. 

Но вернемся к собору. 

Торжественная церемония закладки храма состоялась при Иване III в 1472 году. В качестве образца выбрали Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог. Кстати, она — бабушка Ивана Грозного. 

Заложение Успенского собора и перенесение мощей святителя Петра Иоанном III (рис. 1897 года)

Но начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Да, в Москве, в самом центре нынешней столицы. Летописец свидетельствует:

«…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Исследователи же считают, что причиной разрушений послужила недостаточная прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки. Однако, истины мы сейчас не добьемся.  

Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. По его проекту собор возвели из тёсаных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. 

Внутри же, впервые в русской архитектуре, огромный собор не был разделён на небольшие пространства, а, напротив, представал во всём объёме.

Интересно, что блоки белого камня, использованные при возведении собора — это так называемый «мячковский мрамор» или по простому — известняк. Его добывали в  нынешнем Раменском районе в селе Мячково, которое существует и по сей день. 

Кирпичи же, которые делали прежде, были плохого качества и фактически представляли собой древнюю плинфу (использовали еще в Древнем Риме). Поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки.  Материал отсюда был качественнее старого и имел единый стандарт.

Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла ещё около двух лет. Торжественное освещение без основных росписей состоялось 12 августа 1479 года. А в 1481-м собор украшали фресками иконописец Дионисий и его ученики.

Интересно, что Дионисий считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Именно он — первый известный по документам русский иконописец из светского сословия.

Но что насчет коронаций? Еще в учебниках писали, что все императоры были «помазаны на царство» в Успенском соборе. 

Так вот, впервые венчание на престол здесь состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. Согласитесь, что мы мало о нем знаем. 

Предполагамое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Полное имя претендента на престол — Дмитрий Иванович Внук. Он был венчан на царство из-за смерти от болезни старшего сына и наследника Ивана III, Ивана Молодого, несмотря на то, что у Ивана III были живые младшие сыновья — в соответствии с принципом примогенитуры.

Но не всё московское боярство и придворные согласились с таким решением. В последний момент был раскрыт заговор — Дмитрия хотели убить. Часть подстрекателей казнили, другую — постригли в монахи. 

В итоге Иван III назвал государем сына своей жены — Софьи Палеолог — Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий ещё именовался великим князем Владимирским и Московским.