Мы много раз показывали, как выглядела Москва до 1935 года. Даже в 1934 году столица выглядела еще совсем иначе, нежели сейчас. Мы имеем ввиду основные центральные улицы.

Глобальное преобразование Москвы случилось после знаменитой Сталинской реконструкции. Это была крупномасштабная перестройка столицы, которую задумали и частично осуществили в 1930-е и 1940-е годы.

А точнее, в 1935 году правительство Москвы утвердило постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы».

Генплан был разработан под руководством архитекторов Владимира Семенова и Сергея Чернышова и предусматривал создание новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся, возведение мостов, строительство метрополитена, обводнение и озеленение Москвы.

Но на деле все было не так быстро.

В конце 1920-х годов советское правительство стало задумываться о судьбе Москвы как столицы первого в мире социалистического государства. Она должна была соответствовать своему статусу.

Поэтому конец 1920-х и начало 1930-х годов — это время бурных дискуссий о принципах расселения людей, типах жилья, путях развития Москвы и о будущем советского народа.

В целом это был конфликт «урбанистов» и «дезурбанистов». Первые отстаивали развитие города в высоту, а вторые были сторонниками развития города в ширину и малоэтажного строительства.

«Урбанисты» настаивали на превращении всех населённых пунктов страны за 10-15 лет в «социалистические города» с населением 50-80 тысяч человек, соединённые транспортными путями высокого класса.

«Дезурбанисты» принимали за основу создание сети транспортных магистралей, вдоль которых осуществляется расселение в виде простых индивидуальных домов. Проблемы связи и обслуживания должны были решаться при помощи личного автомобиля.

Но время было такое, когда идеи последних были резко раскритикованы во время обсуждений 1929—1930 годов. Поэтому в 1931 году Советский Союз пережил достаточно короткий период урбанистических экспериментов.

В 1932 году Моссовет даже организовал закрытый конкурс на идею генерального плана города. В нем принимали участие крупнейшие архитекторы со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.

Однако ни один из конкурсных проектов не был признан достаточно убедительным, чтобы стать основой будущей Москвы. Поэтому в 1933 году для разработки такого плана были созданы специальные проектные мастерские Моссовета.

А уже в 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы» Но интересно, что еще до этого начались масштабные работы. Например, в это же время завершили первую очередь метро и развернулись проектные и строительные работы по сооружению канала имени Москвы.

Предполагалось, что новая Москва появится за десять лет. Конечно же, главным проектом стал метрополитен. А вообще все работы в рамках этого плана шли непрерывно до Великой Отечественной войны.

Кстати, вот краткий список того, что успели сделать до 1937 года:

— завершено строительство канала Москва-Волга — нынешнего канала им. Москвы;

— появились новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км;

— реконструированы три существующих моста и построены девять новых;

— построили Дом на набережной;

— возвели гостиницу «Москва»;

— передвинули дома и расширили Тверскую улицу.

Но наступила Великая Отечественная война. Реализация грандиозных планов создания новой Москвы, понятное дело, была остановлена. Не до того было всем людям и правительству СССР.

А после войны его, конечно, продолжили реализовывать, но со значительными коррективами. Например, в панораме столицы появились сталинские высотки. Все восемь (но построены только семь) московских башен были заложены в один и тот же день 800-летия Москвы — 7 сентября 1947 года, и в один и тот же час — в 13:00 по московскому времени.

Участки для строительства были выбраны в основном на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и рекой Москвой.

На смену сталинскому классицизму пришёл сталинский ампир. Это главное направление в архитектуре СССР с 1936 по 1955 годы. Вы легко сможете увидеть этот стиль, например, на ВДНХ или станциях метро.

Кстати, в это же время прекращается снос православных храмов, во многом лишённых своих опознавательных знаков — колоколен, пятиглавия. Скорее всего, это и помогло некоторым из них сохраниться до нашего времени.

В итоге план реализовали лишь частично, но многие районы города стали совершенно другими. Например, новые районы стали строить по строгой прямоугольной сетке, а Подмосковье превратилось в своеобразный «придаток» столицы, где располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания. Но и развлечения в плане не обошли стороной. В Московской области решили строить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи.

Также по Генплану соорудили МКАД, распланировали новые линии метро и выделили территории для строительства высоток. Наконец, в Москве определили промышленные территории, где впоследствии появились заводы и фабрики.

Реки и каналы рассматривались как ещё один путь сообщения, а значит — и лицо города. Именно тогда появились парадные гранитные набережные Москвы-реки.

Если остались вопросы, то прикладываем интересный ролик с историей Сталинской реконструкции с комментариями ученых и документальными кадрами:

https://youtu.be/2cAR99NZBvI