Главный герой нашего нынешнего материала — Особняк Медынцева. Сложно поверить, но этот небольшой, будто бы игрушечный дом был построен не для проживания, а для хранения коллекций искусства. Но обо всем по порядку.

Подробностей именно об этом участке очень мало, однако известно, что в 18 веке, большая часть территорий по правой стороне Померанцева переулка близ Остоженки принадлежала Трубецким.

А в 1907 году владение № 6 приобрел потомственный почетный гражданин Николай Медынцев. Здесь находился небольшой деревянный домик, в котором в осенью 1889 году жил знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский.

Собственно, Медынцева строение не устроило. Поэтому здесь в 1907 году был возведен особняк в стиле модерн. Архитектором стал Флегонт Флегонтович Воскресенский, автор доходного дома на Покровском бульваре, а также работ Страхового общества «Россия».

Особняк был построен в 1907 году в стиле модерн. На это указывает не только ассиметричная композиция фасада, но и облицовка — была использована плитка бирюзового цвета с жёлтыми и коричневыми акцентами.

Заметным украшением стали яркие панно из майоликовой плитки. Они изображают розы и осенние листья. Пространство под карнизом выделено фризом из тёмно-бирюзовой майолики, на остальной плоскости фасада встречаются акцентные вставки плиток.

Еще одна интересная деталь — изображения чертополоха. Они заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. Именно чертополох демонстрирует вдохновение архитектора доходным домом в стиле ар нуво, а именно — домом архитектора Шарля Клейна в Париже.

И эта версия косвенно подтверждается тем, что заказчик особняка Николай Медынцев владел апартаментами в доме Клейна.

Кстати, декор особняка хорошо сохранился и дошёл до настоящего времени практически без потерь.

Но интересно, для чего именно был построен этот дом в Померанцевом переулке.

Дело в том, что новый владелец особняка был страстным коллекционером и собрал обширную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому здание он возвел не для проживания, а для хранения коллекций, чтобы показывать их гостям.

Однако Медынцев не успел всё организовать до революции. После событий 1917 года особняк национализировали, и уже в 1919 году на основе собраний Медынцева открыли здесь «IV Пролетарский музей». Какой же была дальнейшая судьба Николая Николаевича — доподлинно неизвестно.

Особняк после революции был национализирован, и практически сразу, в 1919 году, в нём открыли «IV Пролетарский музей», основой которого стали коллекции Медынцева. Судьба самого бывшего владельца после революции неизвестна.

Интересно, что в 1921 году особняк передали Международному комитету помощи голодающим России под руководством знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена.

Именно Нансен возглавил работу по организации и распределению продовольственной и другой помощи, которая приходила в помощь голодающим Поволжья из других стран. В Россию было прислано около 5 миллионов пудов продовольствия, более 40 тысяч пудов медикаментов, из которых сформировали 250 миллионов суточных пайков.

Было подсчитано, что комитет помощи голодающим спас 6,5 миллионов детей и почти полмиллиона взрослых от смерти. Заслуги Нансена были оценены по достоинству, и в 1922 году он получил Нобелевскую премию мира. В 1923 году советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло комитет.

Следующим «жителем» особняка стало посольство Франции, которое работало в нём до 1938 года.

В следующие годы здание занимали научные лаборатории, затем Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой.

С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков.

В 1960-х годах здание принадлежало посольству Кубы, затем – посольству республики Гвинея.