Интересно о метро. Московская станция, «отдавшая» свои наземные вестибюли
21.03.2022
Сегодня отправимся с вами на станцию столичного метрополитена, у которого формально сейчас нет ни одного наземного вестибюля. Это «Библиотека имени Ленина», расположенная на красной ветке между станциями «Охотный ряд» и «Кропоткинская».

Станция открылась в первой очереди московского метрополитена в 1935 году в составе Сокольнической линии. Изначально планировалось, что она будет представлять собой часть огромного мемориального ансамбля в память о вожде пролетариата Владимире Ленине. Вместе с ней в него входило здание библиотеки, а потом сюда добавился бы так и непостроенный Дворец Советов в районе одноименной станции (ныне «Кропоткинская»).
«Библиотека имени Ленина» стала первой односводчатой станцией столичной подземки, а выходы с нее вели к той самой библиотеке, которая ныне называется РГБ — Российская Государственная Библиотека. Архитектор А.И.Гонцкевич задумал ее как станцию мелкого заложения — всего 12 метров. Ее построили по индивидуальному проекту горным способом. Толщина грунта над сводом посадочного зала всего 2 — 3,5 метра.
Если измерить станцию, то выяснится, что она не очень большая — всего 160 метров в длину, 19,8 метров в горизонтальном сечении и 11,7 в поперечном. Размер станции зависел от места, выбранного для ее строительства — прямо под улицей Моховая, которая является одной из самых оживленных магистралей столицы. Власти к тому же не разрешили во время строительства перекрывать эту улицу.
Вначале не планировалось делать ее крупным пересадочным узлом — эту роль на себя должна была взять станция «Охотный ряд». Но постепенно и «Библиотеке» пришлось начать справляться с наплывом пассажиров. В 1937 году здесь появился переход на станцию «Улица Коминтерна» — современный «Александровский сад». В 1953 году к переходу пристроили аванзал и эскалаторный ход со станции «Арбатская». В 1958 году снова открылась станция «Калининская» («Александровский сад») и заработали все переходы на нее. А в 1984 году под западным вестибюлем открылся общий аванзал со станцией «Боровицкая».
И на этом этапе повествования мы и подходим к ответу на вопрос — как так получилось, что станция, у которой изначально было целых два наземных вестибюля, практически осталась без них.
Один вестибюль — северный — находился на углу улиц Моховая и Воздвиженка, его делили на двоих «Библиотека» и «Улица Коминтерна». Его разобрали в 1970-х годах, построив на его месте обычный подземный переход. Выход перенесли в здание библиотеки. Южный вестибюль до сих пор находится возле дома Пашкова. Только в 1980-х его реконструировали и отдали для входа пассажиров станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Интересно, что в 1991 году, как и многие другие станции, ее пытались переименовать в «Моховую», но вышло. Сейчас она является пересадочной для станций «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филевской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Текст: Наталья Бисерова