Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии метро открылась 20 ноября 1943 года. Она стала одой стойкости духа советского народа и плюсом в оптимистическое видение будущего в разгар Великой Отечественной войны.

Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения (37,5 метра) с островной платформой. Она открылась одновременно со «Павелецкой» в составе третьей очереди московского метро. Строительство стартовало в 1938 году, его планировалось завершить за пару лет, но этим планам не удалось сбыться.

Некоторое время уже готовую станцию поезда проезжали без остановки — производство эскалаторов находилось в блокадном Ленинграде, поэтому поставить их в столице не представлялось возможным. В итоге необходимые механизмы для «Новокузнецкой» сделали на московских заводах.

Главное украшение станции — смальтовые мозаики на своде центрального зала. Их в замкнутом в кольцо Ленинграде по эскизам Александра Александровича Дейнеки сделал художник Владимир Александрович Фролов. К сожалению, творец не пережил осаду и не увидел итог своего труда, но мозаики из заблокированного города после выполнения заказа вывезти удалось.

Изначально их хотели поставить на станции «Павелецкая», но из-за войны планы пришлось изменить. Единственное — все восемь работ не уместили в центральном зале, и одной пришлось «переехать» в вестибюль.

Темы мозаик: «Садоводы»; «Сталевары»; «Машиностроители»; «Строители»; «Авиаторы»; «Лыжники»; «Шахтеры»; «Парад физкультурников». «Шахтеры» не сохранились, это панно пришлось демонтировать для установки гермозатвора.

Уникальной отличительной чертой станции стал наземный вестибюль в виде ротонды. Позднее такой проект превратился в типовой, и сейчас что-то похожее можно увидеть у других станций метро, а тогда роскошная постройка смотрелась как настоящее чудо.

Фото: из открытых источников