«Исторический художник»: кто писал картины старой Москвы
18.08.2022
Только ли фотографы могли ловить кадры с изображением старой Москвы? А что, если мы скажем, что с географической и исторической четкостью это могли делать и художники? Вернее, художник — Аполлинарий Васнецов.
Сегодня мы расскажем о нем — москвоведе, историке и младшем брате автора полотен «Три богатыря» и «На сером волке» Виктора Васнецова.
Сейчас графика и живопись Аполлинария Михайловича — самая востребованная часть коллекции изобразительного искусства Музея Москвы, у истоков создания которого стоял тоже он.
Но все по порядку.
Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года. Уже в раннем детстве он любил рисовать, и в этом, без сомнения, сказалось влияние старшего брата Виктора, будущего знаменитого художника.
Во время их жизни в Петербурге Аполлинарий не смог получить фундаментального художественного образования, однако Виктор ввел его в круг известных художников, со многими из которых у него завязалась дружба, сохранившаяся на всю жизнь.
Как итог — в 1883 году на выставке передвижников было представлено первое значительное произведение Васнецова-младшего «Серенький день», имевшее успех. Его даже приобрел Павел Третьяков!
В 1888 году художника приняли в Товарищество передвижных художественных выставок, а в 1900-м он получил звание академика.
После смерти Исаака Левитана Аполлинарий возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Но к изучению истории и археологии древней Москвы он пришел далеко не сразу — только в конце 19 века. Тогда Васнецов уже был сложившимся пейзажистом.
Член Московского археологического общества, председатель Комиссии по изучению старой Москвы, Аполлинарий, прежде чем создать произведение, посвященное «седой древности московской», разносторонне прорабатывал любую тему, опираясь исключительно на научные данные.
Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ. К каждому произведению он создавал не только эскиз, но и:
- график-план,
- объяснительный текст,
- выступал с пояснениями на заседаниях общества «Старая Москва».
Для исторических картин художник применял смешанную технику, сочетающую рисование углем, акварелью и итальянским карандашом, что позволяло четко воспроизвести каждую архитектурную деталь, каждую фигуру.
В начале 1920-х годов художник создал ряд произведений на сюжеты из истории древней Москвы. Они были заказаны Московским коммунальным музеем (сегодня — Музей Москвы), в создании которого Васнецов тоже принимал участие.
Кстати, он не только занимался изучением старой столицы, но и активно ратовал за ее сохранение. За два года до смерти, в 1931 году, он стал единственным из художников Москвы, выступившим против сноса храма Христа Спасителя. Свою точку зрения он изложил в открытом письме в газете «Известия».