Как появился Московский дом художника на Кузнецком мосту
29.06.2023
Эта усадьба сначала стала символом Кузнецкого моста, но потом была практически уничтожена во времена СССР. Как вы уже догадались, сегодня наш главный герой — торговый пассаж Сан-Галли на Кузнецком мосту.
Историю смогли проследить вплоть до начала 18 века. Тогда, в 1730-х годах, кабинет-министр Артемий Волынский решил построить здесь свою усадьбу. Но места ему показалось недостаточно, поэтому он выкупил и объединил ряд мелких владений.
К сожалению, в 1740 году его казнили по обвинению в попытке переворота. А владение перешло к его зятю, графу Ивану Воронцову.
Новый хозяин увидел потенциал местности, поэтому он быстро пристроил к зданию дополнительные площади и открыл внутри торговые лавки. В итоге будущий пассаж занимал по обе стороны реки почти два квартала, а главный каменный дом выходил на Рождественку.

Воронцов владел усадьбой с 1744 по 1789 годы. Но после него участок буквально пошёл по рукам. Проще будет составить список, чтобы вы точно уследили за хронологией и передачей прав:
— сын Ивана Воронцова — Артемий;
— в 1793 году часть владения, на которой находится современное здание, была продана вдове полковника И. И. Бекетовой;
— далее владение было разделено и уже участком № 11 владел московский купец французского происхождения О. М. Вильфор;
— далее — дочь московского купца 1-й гильдии Ф. К. Мелли;
— в 1815 году участок приобрёл литератор, отставной тверской губернатор, вице-президент Медико-хирургической Академии Н. С. Всеволжский. Арендаторы: оптик С. Кони, дантист И. Кони, спичечная фабрика Г. Гамелина.
— в середине 1840-х годов участок перешёл детям типографа и издателя А. Семена;
— в конце 1840-х годов владение приобрёл владелец магазина обоев Ф. Ф. Дабо.
В 1850-х годах здесь располагались:
— магазин и оптическая мастерская П. Комарова;
— оптический и механический магазины Ф. Ф. Зегера;
— торговавший изделиями из металла «Прусский магазин» Кригера и Кача;
— магазин парижских перчаток фирмы «Братья Бауссонад».


И вот в 1876 году владение приобрёл купец 2-й гильдии Б. К. Халатов, а через четыре года, в 1880 году, оно перешло к владельцу чугонолитейного производства, гласному Петербургской городской думы, почетному члену Совета торговли и мануфактур Ф. К. Сан-Галли
Франц Карлович был российским промышленником немецкого происхождения. Его заинтересовал коммерческий потенциал владения, и он занялся его реконструкцией. В 1883 году по проекту архитектора Алексея Мартынова старинные постройки были соединены остеклённым чугунным сводом, превратившим их в торговый пассаж.

В здании разместились не только торгово-выставочные помещения производства Сан-Галли, а также и другие магазины:
— магазин хрусталя и фарфора Иоганна Гарраха;
— ювелирный салон «Пале-рояль»;
— художественных произведений И. Дациаро;
— оружейный магазин торгового дома «Э. Бернгард и К°»;
— магазин роялей Карла Шрёдера и прочие.

Ещё раз здание было перестроено в 1896 году.
Но вскоре после начала Первой мировой войны магазин был разорён во время антинемецких погромов в мае 1915 года и закрыт.
Так пассаж и стоял два года, до 1917-го, когда его купил предприниматель Николай Филиппов, один из наследников знаменитого московского булочника. На самом деле, дальше у каждого имени можно поставить «тот самый» или «легендарный». Оцените, в оформлении кафе по проекту и под руководством живописца Георгия Якулова:
— стенные росписи на темы стихотворения А. Блока «Незнакомка» были выполнены художниками Львом Бруни, Александром Осмеркиным, Надеждой Удальцовой;
— стеклянный потолок расписывал Владимир Татлин;
— дизайн необычных светильников из гнутой жести разрабатывал Александр Родченко (это была его первая дизайнерская работа);
— в создании люстр участвовал скульптор Петр Бромирский;
— вращающиеся элементы декоративного решения зала воплощал в материале Н. Голощапов.

Время было голодное и холодное. Помещение не отапливалось, в буфете имелись только простокваша в стаканах да пирожки из мороженой картошки. Тем не менее, в заведении, которое Якулов прозвал «мировым вокзалом искусства» была устроена эстрада, на которой выступали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, а в марте 1918 года Всеволод Мейерхольд поставил здесь «Незнакомку» А. Блока.
Кафе существовало всего год, а потом его просто национализировали, передали под управление Наркомпроса и переименовали в «Красный петух».
В 1-ю годовщину Октябрьской революции здесь прошла премьера спектакля «Зелёный попугай» режиссера Александра Таирова в декорациях живописца Георгия Якулова. В итоге, кафе, ставшее своеобразным клубом работников искусств, продолжали посещать Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Николай Клюев и другие.
«Красный петух» просуществовал недолго и был закрыт в 1919 году.
В годы НЭПа здание вновь на недолгое время стало торговым. Но в конце 1920-х годов здесь уже размещалась Контора Центрального промышленного района Табачного синдиката и издательство «Московский рабочий».
И вот в 1930 году здесь расположился Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», который в 1953 году превратился в Московский дом художника. Именно это название и находится сейчас на здании.
Интересно, что в годы Великой Отечественной войны художники писали в этом здании «Окна ТАСС».

Но не все было так хорошо. Здание в ярком дореволюционном стиле не вписывалось в новые границы улицы. Поэтому в 1965 году на бывший пассаж обрушилась реконструкция. Вернее, его решили снести, переоформив здание в духе конструктивизма. В результате оно стало полностью обезличено.

Внутри тоже были изменения — вместо двух выставочных залов теперь стало пять. А в обновлённом пассаже первой открылась выставка произведений скульптора Сергея Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.
К счастью, в 2001 году пассаж Сан-Галли вновь был реконструирован. Под руководством архитектора Александра Студеникина его фасад восстановили по сохранившимся чертежам 19 века. Участники работ были признаны победителями конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры. А здание признали объектом культурного наследия регионального значения.

Сейчас здесь, на улице Кузнецкий Мост, 11с1, располагаются художественные салоны, магазины подарков, проводятся различные выставки и ярмарки, благотворительные акции.