Сейчас так называемые «фотоателье» можно найти почти в каждом районе. Там вам сделают не только фото на паспорта или другие документы, но и распечатают снимки на чашках, майках… Но согласитесь, при слове «фотоателье» первой ассоциацией будет точно не это.

Мы расскажем, как появились в столице настоящие мастерские фотохудожников. Начнем, пожалуй, с фототипии «Шерер, Набгольц и Ко».

Для этого перенесемся в середину 19 века.

В 1863 году купцы 1-й гильдии — баденский подданный Шерер Мартин и швейцарский подданный Набгольц Георгий приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера. Что важно — с условием сохранения его имени в названии организации.

Проезд Тверского бульвара, 1903 год

Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера». Причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.

Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок.

Оборотная сторона открытки, 1903 год

Интересно, что именно благодаря ей сохранились фотографии вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.

Особую ценность представляют снимки интерьеров Кремлевского дворца, в частности виды Алексеевского и Александровского залов работы архитектора Константина Тона. Дело в том, что помещения уничтожили при перестройке в 1930-е года.

Никольская улица. Казанский собор.

Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году. Она стала одной из лучших документальных панорам города.

За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды — права помещать на своих изделиях изображение российского герба.

Красная площадь и памятник Минину и Пожарскому

Но в 1867 году «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Мею, но только не полностью, а на правах аренды. Это позволяло сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени название изменили на «Шерер, Набгольц и Ко».

Тверская улица

Помимо Мея, с 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А. Шиндлер. Он руководил фотомеханическим процессом. И именно они стали одними из первых в России, кто освоил новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию).

Вид Кремля и Москворецкого моста от Москворецкой набережной. Россия. Москва. 1884 год

К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. Однако, вскоре Мартин Шерер уехал в Дрезден, открыл там фотоателье, но скончался уже в 1883 году. В том же году умер Георгий Набгольц.

Особенным в жизни Мея стал 1894 год. 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого такие бумаги в России выпускало только почтовое ведомство.

Общий вид Смоленского рынка. 1906 год

Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России.

В 1896 году Мей становится единоличным владельцем фирмы.

Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было напечатано несколько серий с видами Москвы. Однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером».

«Красные ворота в Москве» на фр.языке, 1903 год

Интересно, что фирма сотрудничала с Императорскими театрами. По их заказам были отсняты целые спектакли, фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. А с 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии.

Часть фасада старых торговых рядов. Ныне — ГУМ, конец 19 века

До 1894 года «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба.

В 1911 году ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 год.