Если вы хотите прикоснуться к обломкам «России, которую мы потеряли», то добро пожаловать на Старое Донское кладбище. Его началась в конце XVII века, и его описывают как место упокоения русских дворян и богатых купцов — на надгробиях можно встретить громкие фамилии представителей Вяземских, Голицыных, Долгоруких и других.

На переднем плане — горельеф «Воин Георгий»

Но в советское время кладбище стало прибежищем обломков империи в самом прямом смысле, они обосновались в музее русской архитектуры на территории монастыря. Здесь вы найдете, например, такую ценность, как горельефы с Храма Христа Спасителя — того самого, взорванного для строительства несбывшегося Дворца Советов в 1931 году.

Автором горельефов из мрамора был русский скульптор Александр Васильевич Логановский. Он родился в Москве в 1812 (по другим данным — в 1810 году), учился в петербургской академии художеств и работал в жанре монументально декоративной скульптуры.  Кроме горельефов ХХС он создал несколько барельефов для Исаакиевского собора в Петербурге («Избиение младенцев»), для Кремлевского дворца в Москве и прочие.

Работы по созданию украшения огромного храма шли на протяжении 20 лет. Скульптуры высекали из протопоповского мрамора, который добывали в Подмосковье. Не очень прочный материал нуждался в бережном отношении, поэтому он значительно пострадал при сбивании горельефов со стен. Следы этого остались на скульптурах в виде отколотых пальцев и других сбитых деталей.

Есть версия, что в сохранении горельефов большую роль сыграл архитектор Алексей Щусев, который пользовался расположением советской власти, все же он был автором генплана обновляемой Москвы и создал проект Мавзолея. Детали ХХС долго хранились в музее при монастыре, пока в 1951 году их не вмонтировали в одну из кладбищенских стен.

Итак, давайте пройдем мимо них: «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар. 1380 год».

Горельеф «Девора»

Горельеф «Мариам»

«Встреча Давида, победившего Голиафа»

«Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями»

Интересно, что после воссоздания Храма сохранившиеся детали прежнего строения не стали образцами для оформления здания. Для него из бронзы отлили новые украшения.

Фото и текст: Наталья Бисерова