Древние палаты или современный дом? Так сразу и не скажешь, глядя на усадьбу Замятина-Третьякова. Давайте вместе разберемся в его истории.

Начнем с того, что усадьба не появилась сразу такой, какой мы можем увидеть ее сейчас. Сначала, во второй половине 18 был построен главный дом. правда, тогда он выходил воротами и парадным фасадом в Знаменский переулок.

Владельцем здания был князь Петр Меншиков, внук того самого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова.

В 1806 году новый владелец, полковник Андрей Егорович Замятин соорудил к нему две симметричные пристройки. А после пожара 1812 года строение вообще перестроено, украшено шестиколонным портиком и развернуто на 180 градусов.

Впоследствии усадьба отходит Дмитрию Михайловичу Львову, блестящему военному, участнику битвы при Бородино, члену «по искусственной части» комиссии для постройки Храма Христа Спасителя.

Особняк С. М. Третьякова на Пречистенском бульваре, 1890 год.

От него владение на бульваре переходит в руки почетной гражданки, купчихи Ольги Андреевны Мазуриной (урожденной Зевакиной). У дальней родственницы своей первой жены покупает в 1871 году усадьбу и участок Сергей Михайлович Третьяков.

Классицистическое здание было решено основательно перестроить на модный манер, в неорусском, в русско-византийском, если точнее, стиле. Пригласили архитектора, Александра Степановича Каминского, Третьяковым приходившегося зятем: он был женат на их сестре Софье Михайловне.

Работы были завершены в 1873 году. Именно тогда главный дом получил декор фасадов, созвучный русско-византийскому стилю. Карниз в виде полосы небольших арочек придает зданию облик, сходный с постройками древнерусского зодчества.

Зал усадьбы после реставрации, 2014 год

В боковых частях зодчий широко использует формы древнерусской архитектуры. Но особенно богато были сделаны парадные залы, выполненные в разных исторических стилях: готический со средневековым камином, барочный, романский, рокайльный.

В украшении интерьера богато использовались искусственный мрамор, штофные ткани, бронза, ценнейшие породы дерева. Стены покрывали лепнина и резной декор. Вход в дом отметили кованым чугунным зонтом на четырех колонках с фронтоном.

Интересно, что возле главного дома, с некоторым отступом, Каминский соорудил небольшое двухэтажное здание, соединенное с ним двумя переходами-галереями, предназначенное для художественной коллекции С.М. Третьякова.

На Пречистенский бульвар Сергей Михайлович переехал с новой женой. Первая жена, Елена Мазурина, умерла, оставив сына Николая, которого воспитывали его мать и младшая сестра.

Парадная лестница, 2014 год. Источник: https://bit.ly/3DfYyUg

В 1868 г. Сергей Михайлович женился на Елене Матвеевой. Кстати, Крамской написал с нее картину «Лунная Ночь». Она висела в этом особняке до смерти хозяина, потом перешла в галерею. Детей у них не было.

Но несмотря ни на что, здесь был гостеприимный дом с балами, приемами и концертами.

В 1877 году Третьяков становится Московским городским головой. Именно он был организатором торжеств в Москве в связи с открытием на Тверском бульваре памятника Пушкину.

Также к заслугам Сергея Михайловича можно отнести и создание Московской консерватории. Он стоял у ее истоков, был директором Московского отделения ИРМО, с детства дружил с Николаем Рубинштейном. Именно подпись Третьякова стоит под купчей для Консерватории дома Воронцовых на Б. Никитской.

Бальный зал, 2014 год. Источник: https://bit.ly/3DfYyUg

К слову сказать, в пианиста-виртуоза и дирижера была влюблена его вторая супруга. У нее на руках Рубинштейн и умер в 1881 году.

Сергей Третьяков скончался от разрыва аорты в 1894 году. Смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Коллекция Сергея Михайловича присоединилась к коллекции старшего брата и была подарена городу в 1898 году под именем двух братьев.

Столовая, 2014 год. Источник: https://bit.ly/3DfYyUg

А тем временем дом на бульваре продается предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, известнейшему дореволюционному политическому деятелю, издателю газеты «Утро России», журнала «Слово церкви» и еженедельника «Голос старообрядчества».

В этих стенах в период с 1906 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.

Усадьба Замятина-Третьякова. Современный вид. Автор: Александр Иванов.

После 1917 года владение национализируют большевики и устраивают в роскошных покоях Революционный трибунал, а затем — Военную прокуратуру. Довольно долго бывший дом Третьякова занимают службы Министерства обороны СССР, пока в 1987 году усадьбу не передают Советскому фонду культуры, тогда руководимому академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым.

В феврале 1994 года в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Сразу же в 1994–96 годах была проведена реставрация. Проект приспособления здания к новым условиям использования разработан институтом «Спецпроектреставр