«История, которой больше нет» — так можно сказать о заводе «Борец». Он располагался в районе нынешней станции метро «Савёловской» на серой ветке. А что с ним стало? Сейчас расскажем.

Сам завод был основан еще в 1897 году немецким промышленником, статским советником и купцом 1-й гильдии Густавом Листом. Территорию выбрали масштабную — на бывшей окраине Москвы за Бутырской заставой.

Машиностроительный завод «Борец», 1920 год

Авторами проекта стали архитекторы Николай Струков и Николай Поликарпов. По задумке первого соорудили цех, а второго — еще один цех, склад и больница.

Кстати, тогда завод еще назывался «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа».

Сначала предприятие начало выпускать ручные пожарные насосы, а затем перешло к производству поршневых и центробежных насосов. Интересно, что благодаря трудам специалистов уже в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.

Завод «Борец». Кузнечный цех, 1920 год

С приходом к власти советов для предприятия все не закончилось. За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил новое название — «Борец».

Здесь работали многие знаменитости: — Анатолий Железняков — впоследствии — герой гражданской войны, известный как матрос Железняк, — Герои Советского Союза: Зоя Космодемьянская (работала в ОТК завода), генералы авиации Серафим Бирюков (токарь) и Иван Цапов (модельщик), военный лётчик Алексей Никитин.

С 1927 года заводом начала издаваться собственная еженедельная газета «Борец».

Испытательная станция Московского завода «Борец», 1946 год

В 1986 году здесь провели комплексную реконструкцию и модернизацию, ввели в эксплуатацию станки с числовым программным управлением.

В 2008 году завод был закрыт, владельцы предприятия перенесли производственные мощности на компрессорный завод в Краснодаре. Кстати, в 2010 году это предприятие тоже назвали «Борец».

Здание бывшей медсанчасти завода, 2000-е годы

А здания и склады стали сдаваться в аренду коммерческим фирмам.

В середине 2010-х годов участок площадью 12,8 га был продан девелоперской компании «Платформа». По оценкам экспертов, нормативы позволяли возвести на этой территории сооружения более, чем на 200 тыс. м² коммерческих площадей.

Но в 2017 начался активный снос зданий завода, завершившийся в 2020 году. Три сооружения — водонапорная башня 1898 года, сборочный цех и мастерская — таки признали объектами культурного наследия. Их даже передвинули в июле 2020 года для освобождения места под строящийся жилой комплекс.

Что осталось от завода, наши дни