Женщина – кто она: жена, мама или профессионал? Этот спор не утихает десятилетиями. Но в нашем материале мы не будем пытаться его разрешить, а просто покажем, как «хрупкие» руки строили одну из самых масштабных транспортных систем России.
  1. Антонина Пирожкова

Антонина Пирожкова – талантливый проектировщик, одна из тех, кто создавал первые станции метрополитена Москвы. И только потом уже она – жена известного писателя Исаака Бабеля.

Антонина Пирожкова. Источник: https://www.goodhouse.ru/

Пирожкова была настолько ценным кадром, что ее не только не уволили из Метростроя после объявления мужа «врагом народа», но и дали проектировать новые и новые объекты.

В период 1930-х – 1950-х годов Антонина участвовала в создании залов одних из самых известных и роскошных станций – «Маяковская», «Площадь Революции», «Павелецкая», «Киевская» (причем и Кольцевой, и радиальной), «Арбатская».

Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии. Источник: https://mayak77.ru

Она не только строила сама, но и передавала опыт молодому поколению инженеров: преподавала в Московском институте инженеров транспорта, написала единственный в своем роде учебник по метростроению. Новые издания этой книги она готовила к печати, уже выйдя на пенсию.

Антонина Пирожкова и Исаак Бабель. Источник: https://kulturologia.ru

Талант архитектора гармонично дополнялся ее писательскими способностями. Именно из мемуаров Пирожковой можно лучше всего узнать Исаака Бабеля.

А об отношении самого писателя к своей жене можно сказать хотя бы по одной этой цитате из книги Антонины: 

«А когда кто-то из гостей в разговоре спросил Бабеля: «Вы влюблены в Антонину Николаевну?» — Бабель ответил: «Я давно уже прошел это мелководье». Так сказать мог только Бабель».

2. Надежда Быкова

Надежда хотела стать врачом, но получила разнарядку в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) Москвы. В 1930 году она кончила их по классу архитектуры.

Надежда Быкова с сыном. Источник: http://voms.ru

В 1932 году ее берут инженером на Метропроект. Там она выигрывает свой первый конкурс с проектом станции «Сокольники».

После этого Быкова стала автором еще 10 станций и их инфраструктуры:

  • «Белорусская» радиальная Замоскворецкой линии;
  • «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии
  • «Белорусская» Кольцевой линии;
  • «Спортивная» Сокольнической линии;
  • «ВДНХ» Калужско-Рижской линии;
  • «Измайловская» Арбатско-Покровской линии;
  • «Щелковская» Арбатско-Покровской линии;
  • «Проспект Вернадского» Сокольнической линии;
  • переходный тоннель со станции «Театральная» на станцию «Охотный Ряд»;
  • наземный вестибюль станции «Университет» Сокольнической линии.

Интересно, что Надежда Александровна вошла в историю, как известный советский архитектор, получившая в Париже гран-при за первую станцию московского метро «Сокольники».

Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии работы Надежды Быковой. Источник: https://ru.wikipedia.org

В конце 1930-х Надежда совместно с мужем спроектировала павильон «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ), который сейчас мы знаем под названием «Космос».

Кстати, Быкова вырастила еще и талантливого архитектора. Ее сын спроектировал в Москве такие объекты, как Инженерный корпус метрополитена или детскую больницу им. Н. Ф. Филатова. 

3. Юлия Колесникова

Юлия родилась в 1921 году. Окончила Московский архитектурный институт в 1945 году, а уже в 1951-м стала главным архитектором проекта в институте «Метрогипротранс». Ее специализация – вестибюли, однако Колесникова создавала и станции целиком.

На ее счету – 11 станций подземки:

  • «Алексеевская» (с вестибюлем) Калужско-Рижской линии;
  • «Академическая» Калужско-Рижской линии;
  • «Калужская» Калужско-Рижской линии;
  • «Водный стадион» Замоскворецкой линии;
  • «Пролетарская» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Каширская» Замоскворецкой линии;
  • «Каховская» Каховской линии;
  • «Ботанический сад» (с вестибюлями) Калужско-Рижской линии;
  • «Авиамоторная» Калининской линии;
  • «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
  • наземные вестибюли на «Шаболовской» и «Рижской» Калужско-Рижской линии.
Станция «Авиамоторная» Калининской линии работы Юлии Колесниковой. Источник: https://ru.wikipedia.org

Интересно, что наземные павильоны ее станций были построены по проекту повторного применения — они представляют собой такие шайбы-ротонды. Их объем уменьшился практически в два раза по сравнению со сталинскими. 

4. Нина Алёшина

«Делать нужно так, как будто чего-то немного не хватает» – любимая фраза знаменитого архитектора метро Нины Алёшиной. Она создавала как подземные, так и надземные объекты этой транспортной системы.

Станция «Новослободская» Кольцевой линии и Нина Алешина. Источник: https://www.goodhouse.ru

Первой ее станцией стала «Новослободская». Именно Нина готовила чертежи на облицовку путевых стен и цоколей пилонов, оформление металлом проемов и витражей.

О таланте и способностях Алёшиной говорить не приходится – на ее счету 19 станций:

  • «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии;
  • «Октябрьская» Калужско-Рижской линии;
  • «Профсоюзная» Калужско-Рижской линии;
  • «Рязанский проспект» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Варшавская» Каховской линии;
  • «Октябрьское поле»Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Кузнецкий Мост» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Лубянка» (реконструкция) Сокольнической линии;
  • «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Медведково» Калужско-Рижской линии;
  • «Марксистская» Калининской линии;
  • «Перово» Калининской линии;
  • «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
  • «Чертановская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
  • «Домодедовская» Замоскворецкой линии;
  • «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
  • «Бульвар Рокоссовского» Сокольнической линии;
  • «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.
Станция «Медведково» Калужско-Рижской линии работы Нины Алёшиной. Источник: https://ru.wikipedia.org

В 1981 году ее назначили главным архитектором Серпуховско-Тимирязевской линии. Тогда же Нина Алёшина фактически возглавила архитектурный отдел института «Метрогипротранс». Благодаря ей в архитектуру метро возвращаются даже такие стили, как ар-деко. 

Официально она была главным архитектором института с 1985 по 1991 год.

5. Анна Фокина

Анна родилась в 1916 году, окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ), но первая ее станция появилась только в 1952 году – Фокина в соавторстве проектировала «Комсомольскую» Кольцевой линии метро.

Дело в том, что Анна Фокина не просто архитектор, но и известная советская волейболистка. В 1936-1938 годах она играла в Центральном спортивном клубе армии, с 1939 по 1944 год – в московском «Локомотиве».

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии, которую Анна Фокина разработала в соавторстве. Источник: https://weatlas.com

Анна – дважды чемпионка СССР в 1936 и 1939-м, а также второй призер чемпионатов СССР в 1938 и 1940 годах.

В 1954-м получила звание мастера спорта.

Но архитектуру и проектирование она не бросила. Фокина создала еще пять станций метро, среди которых:

  • «Академическая» Калужско-Рижской линии;
  • «Войковская» Замоскворецкой линии;
  • проект реконструкции «Чистых прудов» Сокольнической линии;
  • «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии;
  • «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии.

Автор текста — Мария Купцова