Госдума планирует пересчитать и лицензировать «инфоцыган»
18.02.2022
Депутаты Государственной думы решили взять под контроль деятельность так называемых «инфоцыган» и создать реестр для борьбы с мошенничеством. Бизнес-коучей и мотиваторов возьмут на карандаш и обяжут получать лицензии и сертификаты, а также гарантировать возврат денег, если обещанная платная услуга не была оказана.
В закрытом обсуждении участвовали не только депутаты, но и представители Минобрнауки, Минпросвещения, МВД, Рособрнадзора, Роспотребнадзора и Роскомнадзора, пишут «Ведомости». Как рассказал первый зампред думского комитета по контролю Дмитрий Гусев, на заседании приняли решении о создании рабочей группы, которая будет бороться с мошенниками в этой сфере.
Сейчас деятельность коучей никак не регулируется, и они пользуются любыми лазейками, чтобы снять с себя ответственность за неисполнение обещаний, которые они активно раздают, приглашая подписчиков на разнообразные курсы.
Интересно, что привлечь внимание к теме инфоцыганства неравнодушные граждане пытаются уже давно. Едва ли не с начала истории социальных сетей в них регулярно отмечались люди, обещавшие научить зарабатывать миллионы, работать, не вставая с уютного лежака на пляже где-то в экзотической стране и избавиться от негативных установок, якобы мешающих стать сверхбогатым человеком.
Глобальный размах инфоцыганства начался, когда к благодатной теме курсов и гайдов подключились популярные блогеры, в основном набравшие большое количество подписчиков в Instagram. Если несколько лет назад они включали «инфоцыган» и всяких гадалок в гивы – когда ради призрачного шанса выиграть дорогой подарок подписчикам приходилось подписываться на многочисленные аккаунты с сомнительной информацией, то потом некоторые инфлюенсеры решили и сами стать учителями.
В этот момент интернет захлестнула волна гайдов – за 100-400 рублей популярные блогеры предлагали купить небольшой документ с полезными советами. Это были инструкции по уходу за собой, курсы макияжа и те же рекомендации для будущих миллионеров. Многие подписчики, поверившие любимым медийным персонажам, разочаровывались, открыв первую страницу свежеприобретенного гайда – многое можно было найти в сети совершенно бесплатно и без приобретения документа. Затем наступило время онлайн-марафонов, где те же блогеры начали предлагать онлайн курсы по обретению профессий мечты (или просто самых востребованных на рынке) вроде косметологов, визажистов и даже тату-мастеров с сертификатами, полученными удаленно.
Золотым стандартом классического онлайн-марафона можно считать курсы для переформатирования мышления ради изменения жизни и исполнения всех желаний. Это самый простой способ продать услугу и не нести ответственности за то, что ничего не сбывается. Всегда можно сказать, что человек недостаточно мечтает или делает это неправильно и надо попробовать еще раз. И купить еще один марафон для верности.
Самыми резонансными событиями, которые привлекли наибольшее внимание политиков и общества к этой проблеме стали фильм Ксении Собчак «Как инфоцыгане продают воздух : разбираем схемы продаж и их курсы», выпущенный два месяца назад. У видео уже 8,6 млн просмотров на YouTube. Она же делала резонансное интервью с автором курса «Марафон желаний» Еленой Блиновской – видео месячной давности набрало 12 млн просмотров. Материал был записал на дне рождении Блиновской на Алтае, который тоже стал довольно громким событием прошлого года. Смету праздника именинница опубликовала в Instagram, и она составила рекордные почти 120 млн рублей.
Интересно, что разоблачения и пародии на «инфоцыган» уже стали отдельным жанром на YouTube – блогеры практически специализируются на разборах отдельных представителей этой профессии и пытаются дать ответ на вопрос кто же все-таки такой условный Гусейн Гасанов.