«Архитектор истории»: какие здания создал Александр Померанцев
24.05.2022
Мы знаем архитекторов Алексея Щусева или Константина Тона по их гениальным постройкам. Но кто же такой Александр Померанцев? Чем он так прославился, что его имя плотно впечаталось в историю не только Москвы и России, но и мира? Рассказываем.
Александр Померанцев родился еще при царе — в 1849 году. Он был студентом сначала Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а потом и Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге.
Но не подумайте, что он просто так сидел и учился. В 1878—1883 годах Александр поехал в Италию, Францию и Швейцарию. Он вживую увидел те памятники, о которых читал только в книгах, а также измерил все росписи Палатинской капеллы, что до него никто не сделал. За это, кстати, ему вручили звание академика архитектуры.
Первой его работой стал храм в селе Федоскино Московской области. Но интересно, что один из первых серьезных заказов он получил, увы, не в России. В 1882 году к нему обратился болгарский князь Александр I Баттенберг. Он заказал Померанцеву проект Собора Святого Александра Невского в Софии. Проект осуществили, но уже в 1897—1912 годах.
Далее в 1895—1896 годах Померанцев стал главным архитектором Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им были выполнены генплан и проекты основных павильонов — Главного, Среднеазиатского, Машинного и Искусств. В большинстве из них он использовал новаторские для 1890-х годов металлические каркасы.
Но самым известным из всех его сооружений стали Верхние торговые ряды. Позднее они получили название Главный универсальный магазин или ГУМ. Проект рядов победил в открытом конкурсе, работы шли с 1889 по 1893 год.
Несмотря на то, что ГУМ вышел в русском стиле — это было необходимо из-за окружающих зданий, его основным стилем была эклектика: с одной стороны — композиционная пышность при обилии мелкого декора, с другой — грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов зданий, тяга к большим размерам и крупным масштабам, с третьей — великолепное знание классических и национальных русских приёмов.
Интересно, что далее Померанцеву поступил один из крупнейших проектов в стиле модерн — строительство комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги. Архитектор заведовал художественной частью. Все работы проходили в период 1898—1908 годов.
И во время каждого из проектов Александр не переставал преподавать и получать новые звания. Так:
- 1888 год — штатный адъюнкт-профессор при архитектурном классе Академии Художеств;
- конец 1880-х — начало 1890-х годов — преподаватель в Училище изящных искусств А. О. Гунста;
- с 1892 — профессор архитектуры;
- с 1893 — действительный член ИАХ;
- с 1894 — ректор Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств;
- в 1899—1900 президент Императорская Академия художеств;
- с 1890 года состоял членом Московского археологического общества.
Но самым драматичным его проектом стал собор Александра Невского на Миусской площади. Сначала на храм всем миром собирали около семи лет, а с 1911 года началось строительство. Это должен был получиться грандиозный — на 4 тыс. человек — девятиглавый собор, посвященный освобождению крестьян 1861 года. В 1915-м был освящён первый придел, но пришла революция, а до октября 1917 года собор не успели завершить.
Из-за безбожного режима гигант сначала пустовал, а потом был и вовсе уничтожен в 1952 году. Но интересно, что всего Померанцев спроектировал четыре собора в память Александра Невского — в Москве, Петербурге, Челябинске и Софии. И все они уцелели, кроме столичного.
Архитектор прожил полную и интересную жизнь, увидел крах Империи и умер в ноябре 1918 года в Петрограде.