Федор Шехтель: Король столичного модерна
02.02.2022
Недавно в Москве отреставрировали доходный дом Н.С. Кана работы Федора Шехтеля. Это великий архитектор, подаривший городу красивейшие здания в стиле модерн — английский замок на Спиридоновке, русский терем на Комсомольской площади, особняк с Орхидеями на Никитской и многие другие.
Реставрация доходного дома Н.С. Кана работы Федора Шехтеля, расположенного на пересечении Садовой-Кудринской и Малой Никитской улиц, велась два года. Фасады обоих зданий выполнены в стиле модерн, как и большинство работ архитектора. Их главная фишка — фриз, украшенный маскаронами с изображениями женских лиц, перевитыми лентами-косами, которые окружают щиты, имитирующие листья кувшинок.
Специалисты расчистили до авторского слоя сложный лепной декор, восстановили первоначальные габариты строения и основной вход в особняк. В соответствии с чертежами Федора Шехтеля установили дверной блок и крыльцо. Простенки между окнами реставраторы облицевали керамической плиткой, имитирующей кирпичную кладку, а фасадам вернули первоначальное цветовое решение. В итоге получился образ, задуманный Шехтелем в самом начале прошлого столетия.
Судьба Федора Шехтеля (настоящее имя Франц-Альберт, а Федором Осиповичем обрусевший немец стал только после начала Первой мировой войны) была решена, когда он оказался в доме Павла Третьякова. С подачи мецената он поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре был отчислен за прогулы. Однако, это не помешало его карьере. Шехтель проектировал дом целиком – от дверей до лестниц и дверных ручек. Не имея диплома архитектора, первые частные дома он проектировал за пределами Москвы. Став невероятно популярным в определенной среде, Шехтель строит особняки для Рябушинского и Дерожинской, возводит театры, вокзалы, библиотеки, типографии. Он был фантастически трудолюбив и о себе говорил так: «Без работы я – ничто, как часы, не заводимые регулярно».
При советской власти Шехтель пытался встроиться в новую жизнь и даже участвовал в конкурсе на проекты Мавзолея Ленина и памятника 26 бакинским комиссарам, но безуспешно. После революции архитектор был выселен из своего дома и жил с семьей в коммуналках, за копейки распродавая свои коллекции. Скончался Шехтель 7 июля 1926 года. Гениальный архитектор похоронен на Ваганьковском кладбище на территории фамильного склепа, надгробие которого было сооружено по его же проекту в 1895 году.
Наши любимые работы Федора Шехтеля
Особняк с орхидеями на фасаде, Малая Никитская, ул., 6/2, с. 5
Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900–1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается неповторимым обликом. Огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны.
Особняк Деорожинской, Кропоткинский пер., 13, с. 1
Особняк в Кропоткинском переулке строился практически одновременно с особняком на Малой Никитской. Это один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек Шехтеля. Фасад дома облицован плиткой светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами, а его выступающую часть почти полностью занимает огромное арочное окно. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и входную ручку дверей в виде паука. Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией, водопроводом, электричеством, телефонной связью. Некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют особняк к возможным адресам проживания Маргариты, героини бессмертного романа Михаила Булгакова.
Ярославский вокзал, Комсомольская пл., 5
Здание вокзала несколько раз перестраивали в связи с продлением Северной железной дороги, а когда пустили поезд из Москвы до Архангельска, расширить вокзал пригласили архитектора Федора Шехтеля. Архитектор как раз вернулся из Глазго, где на выставке демонстрировался его северорусский деревянный павильон. Когда выставка закончилась, жители Глазго попросили не разбирать экспонат, а оставить им. Шехтель так вдохновился этим успехом, что решил переделать Ярославский (в то время Северный) вокзал в псевдорусском стиле. В нем сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской.
Особняк Морозова, ул., Спиридоновка, 17
Особняк стал одним из лучших произведений Шехтеля. Морозов выбрал для особняка стиль английской неоготики. Шехтель справился с задачей безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского Средневековья. Над оформлением Шехтель работал вместе с Михаилом Врубелем. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Сейчас здесь располагается Дом приемов МИД России.
Художественный театр, Камергерский пер., 3
В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова Шехтель реконструирует здание Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывали с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка – образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, – до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который принимал участие во всех работах. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой пьесы Чехова «Мещане».
Дом с Меркурием, Мясницкая ул., 8/2
Маски покровителя торговли – крылатого бога Меркурия – появились на фасаде этого дома не случайно. В 1898 году промышленный магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В магазине должны были продаваться фарфоровые изделия, которые выпускались на многочисленных фабриках Кузнецова. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека.