Всем знаком Смоленский метромост — он стал известной московской достопримечательностью и не раз снимался в кино в ролях второго плана. Но знаете ли вы, что существует легенда, согласно которой этого моста у нас и вовсе могло не быть?

Moscow. View of a metro bridge. Photo TASS / Valentin Mastyukov Москва. Вид на метромост. Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Метромост раскинулся между станциями «Смоленская» и «Киевская» Филевской линии метро. Он уже почти 85 лет трудолюбиво помогает поездам преодолевать Москву-реку и сначала был часть третьей по счету ветки столичного метрополитена.

Технологии глубокой заморозки почвы для облегчения работ по прокладыванию тоннелей тогда еще в стране не было. Но, с другой стороны, метро задумывалось как грандиозное бомбоубежище на всякий случай, и открытых участков в принципе не планировалось. Так, по крайней мере, видел дополнительный функционал подземки первый секретарь МГК ВКП(б) Лазарь Каганович, курировавший строительство метро.

В итоге, когда разговор впервые зашел о строительстве метромоста, новую Арбатскую линию просто ограничили станцией «Смоленская». И осталось бы все так же, если бы в марте того же года не произошла смена власти, и на место Кагановича пришел его помощник Никита Хрущев. Он рассматривает разные варианты развития дальнейшей судьбы синей ветки и принимает решение, что метромосту быть.

Планировалось, что сооружение будет временным, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так изящная арка по-прежнему парит над Москвой-рекой, только сменила принадлежность с синей на голубую линию и стала закрытой. Иронично, что станции новой Филевской ветки большей частью расположены на поверхности, так что мост вполне вписывается в ее идею.