Вот мы с вами все говорим о метро, а о технологиях, которые используются при его строительстве мы и не рассказываем. А вот, например, откуда взялись такие интересные агрегаты, как тоннелепроходческие комплексы?

Строительство тоннеля под Темзой

Итак, история стартовала в Англии XIX века, но она оказалась связана с… Россией! В 1814 году император Александр I отправился с визитом в Великобританию, где познакомился с инженером Марком Изамбардом Брюнелем. В ходе общения разговор зашел о строительстве сухопутной дороги через Неву, и англичанина заинтересовала эта работа.

Первый проект деревянного многопролетного моста в России забраковали — этот вариант оказался, как посчитали власти, не самым удачным. И тогда Брюнель предложил проложить кирпичный транспортный тоннель под Невой. Это было первое подобное решение для города, а для реализации задуманного инженер изобрел и запатентовал самый-самый первый тоннелепроходческий щит.

Идею щита, как и многих других мировых изобретений, инженер подсмотрел у природы. В этом случае прототипом стал корабельный червь. Он прокладывает себе путь головой, защищенной раковиной с зазубринами, и укрепляет стенки хода специальным веществом, которое сам и производит. Кстати, название щит (shield) — отражает одну из основных функций машины — защищать рабочих от осыпающегося грунта, пока они укладывают кирпич для укрепления стен.

Российский проект в итоге реализовать не удалось — сначала не хватало денег, а после смерти Александра I задуманное отложили на неопределенный срок и в итоге забыли. Но изобретение не сгинуло в пучине забвения. В 1843 году Брюнель с помощью тоннелепроходческого щита построил тоннель под Темзой, который сначала был пешеходным (и торговым по совместительству), а потом стал частью лондонской подземки.

Тоннель под Темзой