Думаем все видели статую Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Она стала практически символом ВДНХ. А вы знали, что прежде, чем установить монумент на ее месте, скульптуру возили на международный конкурс в Париже?

Сейчас расскажем, как это было.

Работы по сооружению такой махины длились три с половиной месяца.

Монумент опирался на каркас весом 63 тонны, а общий вес только внешних оболочек скульптур составил 12 тонн! Для облицовки фигур использовали тонкие листы стали в 0,5 мм.

После окончания сборки завод посетила правительственная комиссия во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым, а вечером того же дня готовый монумент осмотрел руководитель СССР Иосиф Сталин. Сразу после этого начался демонтаж для перевозки скульптуры в Париж.

Но как доставить такой памятник в другую страну? Конечно же, по частям! Статую разделили на 65 частей и упаковали в обитые войлоком ящики. На транспортировку всех деталей и оборудование понадобилось 28 железнодорожных вагонов!

Состав проехал всю Европу, по пути столкнувшись с немалыми трудностями — например, в Польше главному инженеру В. Л. Рафаэлю пришлось автогеном срезать фрагменты деталей, чтобы вагоны просто могли пройти в тоннель.

В Париже поезд с деталями скульптуры встречал лично Борис Иофан. Это тот самый архитектор нереализованного Дворца Советов.

Работы по монтажу были завершены в рекордно короткий срок — павильон длиной в 165 метров был построен за 11 дней при расчётных 24.

Здесь скульптуру оформили газганским мрамором. Этот материал не устойчив к морозу и воздействиям внешней среды, зато имеет сравнительно невысокую цену.

Иофан же планировал на фасаде павильона «взрыв цвета» в виде градиента от тёмно-коричневого до песочного, а в качестве материала отделки хотел использовать долговечный гранит.

Конечно, мы сейчас все просто описываем. Но так было только в тексте. На самом деле собрать такую статую было делом не из легких. Например, для ее монтажа из Москвы доставили специальный мачтовый кран, основная стойка которого держалась при помощи растяжек из стальных тросов.

За несколько дней до открытия выставки рабочие обнаружили, что одна из растяжек подпилена и «грозит рухнуть на статую и непоправимо испортить её». Трос удалось заменить и провести сборку без задержек, но из соображений безопасности каждую ночь у площадки стали выставлять дежурных.

Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года. Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства.

Французская пресса окрестила её «величайшим произведением XX века» и воплощением идеи «освобождённого труда».

Кстати, поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего». По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением монумента. Даже критики отмечали общую выразительность скульптуры, тогда как сама Мухина неоднократно высказывалась, что не была полностью довольна работой из-за очень сжатых сроков.

А вот тут грустный факт. Комиссар выставки Иван Межлаук и практически все члены рабочей группы, отвечавшие за монтаж павильона и скульптуры, были впоследствии разоблачены как враги советского строя и расстреляны.

После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции. Был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Однако монумент решили вернуть в СССР.

Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки», одной из основоположниц стиля «ар-деко» Александры Экстер.

Но тут для скульптуры наступил не очень хороший период. Бригада рабочих, которую направили на проведение демонтажа, не участвовала в сборке и строительстве статуи, и, собственно, поэтому не была знакома с её особенностями и сложным устройством.

Исследователи характеризуют процесс как варварский: монумент разрезали автогеном на 44 части и погрузили на открытые платформы, из-за чего по прибытии в Москву все детали, за исключением головы и одной руки от мужской фигуры, оказались повреждены.

Поэтому с января по август 1939 года в столице шла пересборка скульптуры: на этот раз для облицовки использовали более толстые листы стали в 2 мм. Многие детали переделали с отступлением от оригинала, а каркас пришлось изменить больше чем наполовину.