Какой же станет Москва будущего? Таким вопросом наверняка задаются все москвичи. Мы же, в поисках ответа, решили заглянуть на страницы фантастических романов, где писатели размышляли об облике столицы. И, если честно, мы немного удивились сценариям и темам, которые выбирали для себя мастера пера.

Портал Культура.РФ

Но не следует забегать вперед, давайте пойдем по порядку.

Татьяна Толстая «Кысь»

Роман «Кысь» был задуман в 1986 году вскоре после Чернобыльской катастрофы. Татьяна Толстая представила себе столицу в декорациях мира постапокалипсиса, пережившего ядерный взрыв и начала воплощать увиденное на бумаге.

Работа продвигалась непросто, на написание ушло 14 лет, и впервые опубликован он был в 2000 году. Писательница объяснила такой долгий срок созданием особого языка, которым общались между собой персонажи, живущие в реалиях, сильно отличающихся от наших, но так похожих на что-то виденное в учебниках истории и фильмах о старине.

В этом романе нас встречает совсем необычная и непривычная Москва. Она словно бы перепрыгнула из далекого прошлого в не менее далекое будущее и замерла, напуганная собственным маневром.

Во-первых, столица потеряла старое название, и теперь оно в зависит от имени самого главного начальника который прямо сейчас правит в городе – Наибольшего Мурзы. И мы застаем столицу эпохи Федор-Кузьмичска.

Разнообразны обитатели этого славного городка: кое-где еще встречаются старожилы, заставшие прежний, наш мир. Мама главного героя Бенедикта, например. Замерли они в своем возрасте – не стареют, не умирают. Есть те, кто после взрыва народился, и их облик еще более разнообразен из-за мутаций.

А каково описание самого города!

На семи холмах раскинулся городок Федор-Кузьмичск, родная сторонка, и шел Бенедикт, поскрипывая свежим снежком, радуясь февральскому солнышку, любуясь знакомыми улочками. Там и сям – черные избы вереницами, – за высокими тынами, за тесовыми воротами; на кольях каменные горшки сохнут, или жбаны деревянные; у кого терем повыше, у того и жбаны поздоровей, а иной целую бочку на кол напялит, в глаза тычет: богато живу, голубчики!

Как вам такое избяное благополучие?

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

Писатель Дмитрий Глуховский тоже решает отправить нас в эпоху после взрыва. Но он выбирает местом действия не поверхность и изменения на ней. Он отправляет нас вместе с героями романа в тоннели метрополитена, где после катастрофы успевают укрыться порядка 70 тысяч человек.

О таинственной «наруже» в произведении неизвестно практически ничего. Только прут оттуда иногда мутанты разных сортов, от которых только баррикадироваться. Особенно проблемно со станциями, которые находятся на поверхности, как на Филевской ветке. Да некоторые идейные коммунисты иногда рискуют высунуться на землю, чтобы полюбоваться на рубиновые звезды Кремля. А вот что сталось с телом Ленина в Мавзолее в романе никто не знает.

Кстати, идеологию люди не забыли захватить с собой. Да так хорошо и символично, что красная ветка стала по-настоящему «красной», коммунистической. И даже комитет свой для продвижения соответствующего мировоззрения создали. Интерстанционал называется. Да и остальные станции и ветки тоже начали объединяться по разным принципам. Например Содружество станций Кольцевой линии.

Ганза поначалу включала в себя лишь часть станций, объединение происходило постепенно. Был участок Кольцевой линии от Киевской до Проспекта Мира, так называемая Северная Дуга, и заключившие с ней союз Курская, Таганская и Октябрьская. Потом уже влились в Ганзу Павелецкая и Добрынинская и сформировалась вторая Дуга, Южная. Но главная проблема и главное препятствие к воссоединению Северной и Южной Дуг было в Сокольнической линии.

Впрочем, в романе война между идеологиями закончилась давно. И теперь живут себе обитатели метро, выращивают грибы и разводят свиней, да между собой торгуют, чем могут.

Кстати, карту места действия романа на самом деле пора обновить – а как же станции Большой кольцевой линии метро, которое замкнется уже в этом году?

Владимир Войнович «Москва 2042»

Фантастический роман Владимира Войновича «Москва 2042» был написан в 1986 году. И стоит особо подчеркнуть, что это сатирическое произведение, злободневное. Но описание столицы будущего там дано особенно подробно, так что мы не смогли пройти мимо.

В 1982 году писатель Виталий Никитич Карцев, выдворенный в ФРГ за диссидентство, узнает о возможности отправиться в будущее и загорается этой идеей. В качестве конечной точки своего путешествия он выбирает 2032 год, и непременно желает попасть в Москву, но увы, все билеты раскуплены, так что приходится отправиться в 2042.

Дивен мир, в котором он в итоге оказывается. Москва превращается в первое место на земле, где построен самый настоящий коммунизм. Столица превращается в Коммунистическую Республику (Москореп), и вроде бы все даже хорошо у москвичей будущего, но теперь ей приходится ограждать себя от остального мира кольцами враждебности, и они настоящие, материальные!

За первым кольцо, из которого в белокаменную иногда прилетают неметафорические булыжники, разделяют столицу и прочую страну, где еще царит социализм. За вторым кольцо остались страны соцлагеря, а за третьим – те самые капиталисты.

Показывает писатель и некоторые более мелкие детали будущего. К примеру, в романе есть улица Никольская, но синяя табличка на ней уже гласит «Улица писателя Карцева». Да, главный герой в будущем становится классиком, и это не единственный объект в столице, связанный с его именем.

С Большого театра пропадают кони, словно их там никогда и не было, а на Красной площади больше нет ни собора Василия Блаженного, ни памятника Минину и Пожарскому. Только ГУМ, Исторический музей и Лобное место. Даже Мавзолея нет – когда-то его продали вместе с телом Ленина американскому коллекционеру.

И Пушкинской площади нет. В привычном для нас смысле.

Поэтому я даже не очень удивился, обнаружив, что бывшая Пушкинская площадь теперь называется площадью имени Литературных Дарований Гениалиссимуса. И памятник на площади стоял, естественно, не Пушкину, а Гениалиссимусу. Пушкин там, впрочем, тоже был. Здешний пластмассовый Гениалиссимус был, я думаю, такого же калибра, что и тот, перед Большим театром, но в летной форме и без перчаток. В левой руке он держал пластмассовую книгу, на которой можно было прочесть слово «Избранное». Правая рука автора книги покоилась на курчавой голове юноши Пушкина, который был совершенно лилипутского роста, но другие лилипуты, составлявшие групповой портрет, были еще меньше. Из других представителей предварительной литературы все-таки выделялись Гоголь, Лермонтов, Грибоедов, Толстой, Достоевский и всякие другие из более поздних времен. Мне приятно сообщить, что себя в этой группе я тоже нашел. Я стоял сзади Гениалиссимуса, держась одной рукой за его левое голенище.

Как вам такое описание Москвы?

Георгий Зотов «Печать Луны»

Вообще эта книга – мистический триллер, повествующий о столичном собрате лондонского Джека Потрошителя. Кстати, многие персонажи узнаваемы, поскольку их прототипы до сих пор смотрят на нас с экранов телевизоров или же обращаются уже из глубин YouTube. Но не о них сейчас речь.

В первую очередь книга интересна нам описанием Москвы будущего, да еще и в альтернативной реальности, где не случилось революции 1917 года. Да, много фантазий писателей-фантастов почему-то связано именно с коммунистическим прошлым (иногда и будущим) страны.

Так вот. Революции не было, Имперская Россия и дальше катилась по своим рельсам, пока не пришла в точку, откуда начинается повествование.

И тут мы выясняем, что пробки и в этой альтернативной Москве не редкость.

Пробки в Белокаменной просто дикие: автомобилей с каждым годом все больше и больше, плюс князьям императорской крови по закону от 1856 года полагалось добираться на работу в экипажах, запряженных пятериком лошадей. И этот факт ничуть не улучшал уличное движение. Когда слышишь в новостях: «около Триумфальной арки столкнулись два мерина», – уже не думаешь, что это были два «Мерседеса»

Из дальнейшего описания мы узнаем, что на экранах столицы дают фэнтезийный славянский блокбастер «Кошкодавъ», там есть суши-бар «Микадо» и внезапно гамбургеры «Макбоярин». Фантазия на тему, что называется.

Отправились бы вы в такую альтернативную реальность?

Кир Булычев «Сто лет тому вперед»

Закончить обзор все же хочется на позитивной ноте, поэтому обратимся детской литературе, где представления о Москве будущего самые светлые и приятные. И как же не вспомнить Кира Булычева и его фантастическую повесть «Сто лет тому вперед».

Одним прекрасным днем школьник Коля наконец-то заглядывает в вечно запертую комнату в квартире соседа, и с этого момента начинаются его приключения в столице будущего.

Все, кто встречается на пути пионера, принимают его за участника маскарада, так что он может без труда и не вызывая особых подозрений – пока не начинает говорить, конечно – изучить город, а мы полюбоваться на столицу его глазами.

Первым делом он направляется к Гоголевскому бульвару, справедливо рассудив, что в городе наверняка сохранились старые дома. И идет он по розовой пружинящей дорожке. Хм, а ведь в наше время похожее покрытие на дорожках уже встречается, правда?

Мы встречаем и описания изменившихся улиц, где мартышки преспокойно едят бананы, растущие прямо в центре Москвы.

Но интереснее всего описание строительства домов. Они в буквальном смысле вырастают в доли секунды с помощью специального строительного материала и палочек-арматуры!

Стена постепенно заполняла промежутки между прутьями, но в тех местах, где прутья были выгнуты вперед, стена тоже выдавалась. Вениамин, рискуя упасть, наклонился и стал быстро втыкать новый ряд прутиков. И тут Коля увидел, что получается круглый балкон. Второй строитель, Лева, начал быстро отгибать прутики за спиной Вениамина, и строительное вещество послушно потекло по ним, образуя дверной проем.

Представляете, если реновационные дома строили бы таким образом, как быстро можно было бы закончить всю программу?

Конечно, мы рассмотрели не все произведения с Москвой будущего, но примерное представление о ходе мыслей отечественных писателей мы получили. И лично мы искренне надеемся на то, что нас в будущем ждет красивый современный город, не тронутый никакими катаклизмами.