Все знают Триумфальную арку на Кутузовском проспекте. Её построили после войны 1812 года. Однако, такие величественные сооружения строили и раньше! Когда и где? Сейчас мы все расскажем.

Для этого перенесемся во времена Петра I. 

В 1709 году Россия победила в Полтавской битве. И в память об этом царь приказал построить деревянные триумфальные ворота для торжественной встречи возвращавшихся войск. 

Для понимания — памятник соорудили на Мясницкой улице у Земляного города — сейчас это Садовое кольцо. Тогда здесь были поля и огороды. Настоящий сельский пейзаж. 

Арка была хороша, но пожароопасна: дерево все-таки. Поэтому несколько раз горела и перестраивалась. Например, в 1724 году Екатерина I к своей коронации приказала поставить на том же месте новые ворота. А уже в 1732-м постройка полностью сгорела. 

И конечно, ее восстановили, но только через десять лет: ворота были нужны к следующей коронации. Сквозь них должен был проехать кортеж императрицы Елизаветы Петровны.

И было бы смешно, если бы не было так грустно — в 1748 году арка вновь сгорела в пожаре. Сенату Российской Империи порядком надоела эта погорельская практика, поэтому скульптору и архитектору Дмитрию Ухтомскому поручили строительство каменной версии деревянных ворот Екатерины I. 

И работа пошла. Ухтомский разработал проект новой площади, на которой он собирался поставить большую четырёхгранную арку. 

Стройка завершилась к 1757 году. И могло показаться, что все повторили практически точь-в-точь, однако новые ворота были выше предыдущих на 26 метров! И при этом все было в выполнено в стиле барокко с лепниной, росписью, золотыми капителями и бронзовыми фигурами, да еще и в насыщенно красном цвете. 

Самое раннее изображение арки, 1857 год

На этом перемены не закончились, но уже были не такими масштабными: менялись только портреты правителей и вензеля.

Интересно, что в середине столетия московские власти несколько раз пытались демонтировать ворота. Так, в 1854 году специальная «Комиссия о пользах и нуждах общественных», действовавшая при Московской городской Думе, просила царя сломать арку из-за бесполезности. Но ее отстояли. 

Следующая попытка была в 1860-е годы, когда Красные ворота продали чиновнику Миляеву для слома за 1500 рублей. Однако об этом узнала общественность, и демонтаж был запрещён. 

В 1873 году Комиссия вновь подняла вопрос о ликвидации, но получила отказ.

Панорама площади, где стояли ворота, датированная 1888 годом

На протяжении всего 19 века Красные ворота оставались триумфальными и были посвящены царской семье, но… да, пришла революция 1917 года. 

Тогда облик арки изменился. Здесь уже не осталось гербов и вензелей, а вместо них были прикреплены плакаты с Владимиром Лениным. Из старых украшений сохранилась только одна бронзовая статуя. 

Арка с изображением В.И. Ленина вместо царя, 1920 год

В 1926-м архитектор Алексей Щусев, защищавший арку от сноса, произвёл реставрацию ворот, для восстановления лепнины и бронзовых статуй которых были выделены большие средства. Но арка стала… белой. Что конечно обшутил каждый москвич. 

Белая арка со сбитыми украшениями, 1926 год

Но несмотря на реставрацию в марте 1927 года президиум ВЦИК вынес постановление о сносе ворот. По мнению властей они мешали проезду городского транспорта. 

Это решение вызвало критику со стороны работников культуры, учёных и жителей города. За сохранение исторической барочной арки выступали архитектор Алексей Щусев, художник Аполлинарий Васнецов, академик Сергей Ольденбург, а также Московское архитектурное общество. В том же году Наркомпрос РСФСР направил ходатайство об остановке сноса. 

Но если партия сказала «надо», значит — «надо». Все прошения отклонили и 3 июня 1927 года в рамках перепланировки столицы начался демонтаж. 

Демонтаж, 1927 год

И самое грустное, что тогда не умели даже частично сохранять объекты, которые имели отношение к Империи. Многие барельефы и элементы декора были разбиты и разломаны, а оставшийся материал использовали под коммунальные нужды.

В 30-е годы началось развитие этой местности. В 1935 году под площадью построили метро, а в 1952 году возвели одну из семи сталинских высоток. 

В последствии активисты не раз поднимали вопрос о восстановлении ворот, но, увы, этому было не суждено сбыться. Не позволила транспортная загруженность столицы. Поэтому приняли решение просто разбить здесь парк. 

О Красной арке сейчас напоминают название площади и станции метро.

Редкие остатки ворот разлетелись по музеям. Вот краткий список: 

  • Золочёный ангел, венчавший верхнюю часть ворот, бронзовая статуя и несколько элементов декора хранится в Музее Москвы;
  • Фигурки Путти находятся в музее Щусева;
  • Белокаменные замковые камни большой и малой арок можно найти в экспозиции музея-заповедника Коломенское.