Сейчас в Москве строятся магистрали, новые проезды и улицы, под землей идет сооружение новых линий метро, одна из которых — БКЛ — станет самой длинной кольцевой веткой в мире.

Но как ездили тогда, когда не было и намека на такие технологии? 

Вы скажете: «Все просто — на лошадях». Но экипажи тоже были разных видов!

Торжества по поводу коронации Александра II, 1856 год

Чаще всего извозчики ездили на пролетках. Это легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом, как в каком-нибудь дорогом кабриолете. Во время дождя крыша просто поднималась. 

Городской экипаж, 1904 год

А теперь представьте себе приложение для заказа такси. Там можно выбрать различный класс машин: подороже или подешевле. Так вот, у извозчиков тоже была своя иерархия. 

Собор Покрова на Рву или ныне — собор Василия Блаженного, 1861 год

Часто, после сбора урожая, крестьяне приезжали на заработки в Москву. И самый простой путь утроиться на работу — стать самому себе начальником, а в нашем случае — извозчиком. Таких крестьян называли Ваньками или «зимниками». Ездили они на тех же лошадях, на которых пахали.

«Ванька», конец 1880-х

Далее идет уровень выше — те, кто возили зажиточных людей, аристократов и духовенство. Их называли «резвыми» или «голубками». Такие прозвища появились из-за того, что они часто выкрикивали фразу «Эх, голуби!» и вешали на упряжь звонкие колокольчики.

Вид на Кремлёвскую набережную, 1872 год. Здесь можно увидеть, как, подобно машинам, по набережной едут экипажи с извозчиками

Где-то на этом же уровне был и другой вид извозчиков — «лихачи». Как правило, это частники. Они работали с богачами. А чтобы такие люди решили тебя нанять, им должно быть интересно и комфортно. Поэтому каждый изворачивался, как мог. У них были хорошие, резвые лошади и щегольский экипаж, и сами они одевались в красивые кафтаны с лисьим мехом, сзади на пояс могли повесить часы для удобства пассажиров. На «лихачах» чаще всего ездили офицеры, кавалеры с дамами и богатые купцы.

«Лихач», конец 1880-х

Хорошо, людей перевозят, а что, если задумывался переезд? Но и здесь была отдельная категория извозчиков. Перевозкой грузов обычно занимались «ломовики».

Ветошный ряд с Ильинки, 1902 год. Здесь вдали можно увидеть «ломовиков»

Интересно, что, как сейчас на машинах, каждый «водитель» обязательно имел свой номерной знак. Останавливаться можно было только в определенных местах, а вдоль тротуаров — в один ряд. Получить штраф можно было даже за грязный или разбитый экипаж.

Номерной знак, начало 20 века

В конце 19 века в России открылись специальные курсы для извозчиков. Там их обучали географии города и окрестностей, управлению лошадьми, французскому языку, хорошим манерам и даже астрономии — ведь в ночное время извозчик должен был уметь ориентироваться по небу.