«Пережившая революцию»: история часовни времен Русско-турецкой войны
14.02.2022
На Ильинской площади в районе станции метро Китай-Город расположилась интересная часовня. Во-первых, она чугунная. Во-вторых, это памятник русским гренадерам, павшим в бою под Плевной, во время Русско-турецкой войны. Как она появилась, а главное — как выстояла во времена СССР? Расскажем ниже.
Начнем с самого главного — с события, в память о котором была построена часовня.
После подписания Сан-Стефанского договора — об окончании Русско-турецкой войны — возникла мысль, которую первым озвучил генерал Иван Ганецкий, а именно — об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам.
На всякий случай обозначим географию. Плевен — это город в северной части Болгарии. И именно там велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой кампании. Тогда капитулировал турецкий гарнизон.
Инициаторами создания часовни выступили Московское археологическое общество, офицеры и солдаты Гренадерского корпуса. Как только решение было одобрено, военные сразу открыли добровольную подписку. Так все желающие могли помочь средствами в строительстве.
Началось предварительное планирование.
Сначала хотели установить часовню недалеко от Плевны, на кургане со странным названием «Копаная могила», где и наши воины остановили турков. По просьбе Ганецкого Совет Плевненского округа даже отдал его в «вечную собственность» Гренадерского корпуса.
Когда солдаты вернулись в Россию (в конце 1878 года), оказалось, что вместе с поступлениями из других армейских частей, была собрана сумма около 27 тысяч рублей!
На тот момент эта была очень внушительная сумма. А раз средства позволяют, пора переходить на следующий уровень — проектирование. Для этого созвали специальную комиссию. Именно она должна была выработать программу архитектурного конкурса.
Летом 1880 года (с 16 по 21 июня) в залах МУЖВЗ или Московского училища живописи, ваяния и зодчества были представлены десять проектов. В итоге первая премия была присуждена архитектору Александру Вальбергу — сейчас мы знаем его как разработчика так называемого «русского стиля».
Тем не менее, комиссия посчитала, что все проекты «не соответствуют, однако, величию того события, для увековечения которого сооружается памятник».
Когда встал вопрос о новой концепции, тайный советник и член Российской академии художеств Иван Забелин предложил кандидатуру Владимира Шервуда. В это время архитектор заканчивал постройку здания Императорского исторического музея на Красной площади.
Как указал Шервуд в объяснительной записке к первоначальному проекту, из-за того, что «людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту (10 саженей)».
Поэтому первый вариант представлял собой часовню высотой более 20 метров с четырьмя скульптурными группами. Сметная стоимость такого памятника составила 70 тысяч рублей, что было гораздо больше собранной суммы.
Комиссия, посылая проект на утверждение Александру II, рассчитывала, что император возместит недостающее. Однако царь в ноябре 1880 года «соизволил вполне одобрить его», но при этом разрешил открыть частную подписку для сбора средств и предложил обратиться к московскому купечеству.
Также продавались фотографии проекта, а в Манеже устроили выставку рисунков. Все средства должны были пойти на строительство. Но к весне 1881 года собранная сумма увеличилась лишь до 29 тысяч рублей.
Новый царь, Александр III, решил, что с этим нужно что-то делать, и повелел 4 августа 1881 года соорудить памятник на имеющиеся средства. Уже в следующем году Шервуд представил упрощённый вариант, в котором уменьшил размеры часовни и заменил скульптурные группы на горельефы, сохранив «при этом характер и мысль первого проекта».
Уже 19 ноября документацию одобрили. Владимир Иосифович, как исполнитель главных работ, нашёл исполнителей:
- чугунные детали должны были изготовить на заводе братьев Бромлей;
- горельефы — на фабрике «Георга Поля и К»;
- крест — фабрика Постникова;
- стёкла для восьмигранного шатра — фабрика братьев Смольяниновых;
- отделку этих стёкол под витражи по рисунку Шервуда — живописная мастерская Луи Опеля.
В 1884 году купец 1-й гильдии и староста храма Христа Спасителя А.И. Кононов взялся изготовить за свой счёт внутри часовни майоликовый иконостас. В начале 1885 года даже было получено согласие о бесплатной перевозке памятника из Москвы в Болгарию.
Однако в 1886 году в результате Болгарского кризиса, когда отношения между двумя странами ухудшились («примирение» состоялось лишь в 1895 году) появились предложения поставить памятник в Москве.
Жители столицы горячо поддержали эту идею, и московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков после долгой переписки с различными департаментами в 1887 году дал согласие на установку часовни в Лубянском сквере.
Открытие мемориала состоялось 28 ноября (или 10 декабря по старому стилю) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Мероприятие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем. Городскому голове Н. А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.
Так что же в итоге получилось?
Часовня представляла из себя чугунный восьмигранный шатёр на низком постаменте. Ее венчал православный крест. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.
Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:
- русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера;
- янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки;
- гренадер, берущий в плен турецкого солдата;
- умирающий русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию.
На гранях шатра надписи:
- с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877 г.»;
- с южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»;
- на восточной и западной — цитаты из Евангелия.
Перед памятником — чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств». На них стояли кружки для пожертвований.
В интерьере часовни, выполненном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского, Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, семь бронзовых плит с именами погибших гренадеров (убитых и умерших от ран) — 18 офицеров и 542 солдат.
Но наступил 1917 год. После этого большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены. Часовню закрыли.
Так, в обезображенном виде она простояла до середины 1940-х годов. Но Мировая война приводит к неожиданным решениям. К середине 1945го года часовню привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи.
В 1959 и 1966 годах производился ремонт и часовня была полностью покрыта консервирующим составом, что придало ей вид чёрного чугунного памятника. А в 1984 году исполком Моссовета принял решение о реставрации под наблюдением архитектора Г. Ф. Мелентьева.
В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму.
Сегодня памятник относится к Кадашевскому храму, настоятелем которого является протоиерей Александр Салтыков.
1 марта 1998 года, в ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, состоялось освящение и открытие часовни в присутствии патриарха Алексия II. В декабре 1999 года при часовне учреждили Патриаршее подворье.
Недавно завершилась очередная реставрация памятника. Специалисты расчистили барельефы и горельефы на фасадах, воссоздали утраченные декоративные элементы, обновили позолоту на куполе часовни, отреставрировали керамический пол из цветной плитки и старинные иконы.
На полное восстановление монумента у специалистов ушло восемь месяцев. А сейчас здесь регулярно совершается заупокойное богослужение.