Первый на сцене: история Большого театра
25.03.2022
25 марта в России отмечается День работника культуры. В честь этого события мы решили познакомить вас с биографией одного из культурных символов страны — Большого театра. Судьба здания складывалась сложно. Театр несколько раз горел, причем один раз – в 1812 году, когда Москва была подожжена при приближении армии Наполеона. В начале Великой Отечественной войны здание замаскировали под жилой дом, но в 1941 году в него все таки попала бомба. Интересно, что буквально за сутки до этого из театра на реставрацию увезли хрустальные люстры, благодаря чему уникальные светильники удалось сохранить. В 2005 году Большой закрылся на реконструкцию, с которой связан финансовый скандал — за годы работ их стоимость выросла в 16 раз. Тем не менее, в 2011 году столица получила уникальное здание.
Огонь и разорение
До середины 1700-х годов театрального искусств в России фактически не было – в Москве и других крупных городах появлялись одиночные постановки, которые быстро закрывались. Придворный театр пытался создать царь Михаил Федорович, выписав в 1644 году театральную трупу и Страсбурга, но уже через месяц артистов по неизвестным причинам отправили обратно. Следующая попытка состоялась более чем через сто лет – в 1757 году по указу по указу императрицы Елизаветы Петровны была создана труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве. Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. В марте 1776 года императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору, князю Петру Урусову привилегию «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Документ князь получил 28 марта, именно эта дата считается днем основания Большого театра. В компаньоны Петр Урусов взял Майкла Меддокса – обрусевшего англичанина, предпринимателя и талантливого инженера. Первое время в Москве англичанин выступал фокусником и эквилибристом, развлекая публику «механическими и физическими представлениями». А страстью Майкла было изготовление механических часов и других инженерных диковинок. Объединившись, компаньоны начали свой драматический замысел. Изначально у театра не было собственного здания, и первые представления проходили в доме Воронцова на Знаменке, а труппа состояла всего из 43 человек. Князь Урусов начал строительство собственного театрального здания на Петровке, поэтому театр вскоре начали называть «Петровским». Но театр Урусова сгорел еще до открытия, и потому Петр передал строительные дела своему напарнику.
Под руководством Майкла Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга всего за полгода был построен Большой Петровский театр. Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями под тесовой крышей обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром. К моменту открытия Петр Урусов уступил монополию на постановки англичанину, и в дальнейшем привилегию продлили уже на его имя. Но театр, несмотря на размах и число постановок – в год на сцене ставилось около 30 премьер, практически все время был убыточным, и Майкл Меддокс был вынужден брать постоянные займы. Спустя 14 лет англичанин разорился, и был вынужден отдать театр казне в обмен на пожизненную пенсию. Здание на Петровке повторило печальную судьбу своего идейного вдохновителя – 8 октября 1805 года театр сгорел дотла.
Новая жизнь
После пожара труппа Московского Императорского театра осталась без собственной сцены, артисты выступали в частных зданиях, например во флигеле дома Пашкова на Моховой улице. В 1808 году по проекту Росси был построен деревянный Арбатский театр, но здание погибло в пожаре во время Отечественной войны 1812 года. В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. В конкурсе победил проект профессора Императорской академии художеств Андрея Михайлова, но при расчетах стало понятно, что задумка крайне затратна, да к тому же не вписывается в окружающую
застройку из-за большого масштаба. Доработку проекта поручили архитектору Осипу Бове, который сохранил основы композиции, но уменьшил размеры здания и изменил отделку. По замыслу архитектора театр должен был стать символом победы в войне 1812 года, а расположенную в торце Петровскую площадь вскоре переименовали в Театральную. «На широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!», — писал Михаил Лермонтов в юношеском сочинении «Панорама Москвы».
Торжественное открытие театра состоялось 18 января 1825 года, на сцене показали аллегорическое представление «Торжество муз». По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона. Восстановление театра, руководил которым архитектор Альберт Кавос, заняло три года. В ходе работ высота здания увеличилась почти на четыре метра. Кавос сохранил портики с колоннами от старого здания, но достроил второй фронтон, а конную тройку Аполлона, погибшую при пожаре, заменил квадригой, отлитой из бронзы по проекту Петра Клодта. Именно она и изображена на сторублевой купюре. На фронтоне появился гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Отдельное внимание театральный архитектор уделил зрительному залу и сценической части. Внутреннее пространство театра было значительно расширено, благодаря чему в зале появились аванложи — маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2,3 тысячи зрителей. По центру зала расположилась Парадная царская ложа, барьер которой поддерживали мраморные атланты. Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. А парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи.
По законам военного времени
После Октябрьской революции театр, который в 1919 году переименовали в Академический, оказался на грани закрытия. Владимир Ленин настаивал на сокращении финансирования, а спектакли чередовали с политическими мероприятиями. Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941 года театр закрылся на ремонт, а через два месяца началась Великая Отечественная война. Труппу эвакуировали в Куйбышев, там артисты регулярно давали два спектакля «Евгений Онегин» и «Лебединое Озеро». Жили актеры в пустом школьном здании на окраине города – спать приходилось на полу, потому что мебель из пустых классов давно вынесли.
Тем временем в Москве Большой театр замаскировали под обычный жилой дом. Несмотря на это, уже в октябре 1941 года в здание попала 500-килограмовая бомба. Буквально за сутки до взрыва знаменитые хрустальные люстры театра вывезли на реставрацию, благодаря чему уникальные светильники удалось сохранить. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и серьезно разрушила вестибюль. Несмотря на тяготы войны и страшный холод — температура падала до минус 40 градусов, зимой 1942 года начались восстановительные работы. Осенью 1943 года в театре вновь начались спектакли. Открылся он постановкой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», которую перестали считать монархической, и даже наоборот — признали народной и патриотической. Правда на сцену выпустили, пересмотрев либретто и сменив название на «Иван Сусанин».
Реконструкция и новая сцена
Несмотря на ежегодный косметический ремонт здание ветшало, труппе катастрофически не хватало репетиционных помещений, а фундамент театра стремительно разрушался. В 2002 году на Большой Дмитровке открылась Новая сцена Большого театра, а спустя три года главное здание закрылось на масштабную реконструкцию. Работы сильно затянулись — их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время работ их стоимость выросла в 16 раз. В феврале 2012 года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в 35,4 млрд рублей».
Тем не менее реставрация театра стала колоссальным проектом мирового уровня. В 2009 году здание перенесли со временных опор на постоянный фундамент, и приступили к внутренней реконструкции. Каждый день в здании работали свыше 3,5 тысяч специалистов, из них около тысячи — реставраторов. Площадь здания увеличилась почти в два раза за счет углубления под землю. Под Театральной площадью расположился подземный концертный зал, а оркестровая яма Большого театра считается одной из самых больших в мире – она может вместить до 130 музыкантов с инструментами. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Международные эксперты проводили звуковые исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций, благодаря чему по уровню акустики Большой театр поднялся с 55 на 1 место в мире. В проекте использовались самые современные решения в области сценической механизации. Историческая сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, а сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства. Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики. В проект реконструкции вошло также восстановление и Дома С.А. Хомякова — памятника архитектуры первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус. Открылся Большой театр после завершения реконструкции 28 октября 2011 года. В 2013 году в театре установили уникальный духовой орган производства немецкой фирмы „Глаттер-Гёц“. Летом 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей на специальном экране, смонтированном на фасаде театра. На нем же проходят световые шоу фестиваля «Круг света» — Большой театр является постоянно площадкой мероприятия.