Трамвай — один из самых экологичных транспортных средств на сегодняшний день. А что, ездит на электричестве по рельсам. Никаких минусов для природы, сплошные плюсы. 

Но это же логично, что трамвай был не всегда. Как и когда он зародился? Вернее, из чего? 

Из конки или из конно-железной городской дороги. На самом деле, все было проще, чем кажется из названия. Это был открытый или чаще закрытый экипаж — вагон. Его тянула по рельсовым путям пара лошадей. Ими, соответсвенно, управлял кучер. 

Открытка, 1900-1917 гг. У Каменного моста.

В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали специальные люди — форейторы. Они впрягали в повозку ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место. Затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Что в мире?

Самые первые городские конки появились в США в Балтиморе в 1828 году. Это были вагончики на колесах, которые тянули за собой лошади. 

Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для выступа колеса. Именно с помощью этого трамвай не сходит с путей. И вскоре новый тип железных дорог широко распространился в крупных городах Северной Америки и Европы.

А теперь — на Родину.

В России все шло проще и даже немного раньше. В 1820 году мещанин Иван Эльманов спроектировал конно-рельсовую дорогу, которую назвали «дорогой на столбах». 

Здесь рельсы для конки использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях. 

Конка на Каланчевке. Фото неизв. авт., 1890-е.

Для загородных колейных дорог русский изобретатель Иосиф Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладывались на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, расположенным поверх земли.

И началось масштабное строительство. Так, по всемирным данным за 1890 год, протяжённость конных железных дорог составляла:

  • США — 8955,8 км.
  • Германия — 1286 км.
  • Россия — около 600 км.
  • Нидерланды — 592 км.
  • Франция — 508 км.
  • Бельгия — 404 км.
  • Великобритания — 343 км.
  • Италия — 223 км.
  • Австро-Венгрия — 222 км.
  • Дания — 61 км.
  • Швейцария — 28 км.

В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров:

  • Санкт-Петербург — товарная в 1860 году, пассажирская в 1863 году; 
  • Москва — 1872 год; 
  • Казань — 1875 год; 
  • Рига — 1882 год; 
  • Саратов — 1887 год; 
  • Баку — 1889 год. 

Также рельсы собрали в Самаре, Воронеже, Минске и др. 

А что в Москве?

Первую московскую конку»проложили от Тверской заставы до Красной площади. Её строительство начали из-за проведения летом 1872 года Политехнической выставки. Приурочили все к 200-летию со дня рождения Петра Великого. 

Появление первой конки. При подъеме на Таганскую гору, под Яузским мостом.
Источник: https://taganka.pro/o-taganke/istoriya-taganki/moskva-taganskaya-stranitsy-hroniki/

Торжественное открытие состоялось в день старта выставки — 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II. 

В Москве конка представляла собой крытые вагоны длиной 8 метров и шириной 2 метров. Каждый из них мог вместить 40 пассажиров. 

Сидения были установлены внутри и на крыше-империале, при этом дамам сидеть вверху возбранялось. 

Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Тут все стандартно. 

К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 километров. На 25 линиях курсировал 241 вагон. Пассажиры могли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.

Кстати, в большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала. Одной из таких компаний было бельгийское «Акционерное общество городских и пригородных конно-железных дорог в России». 

В свою очередь в Брюсселе в 1885 году учредили «Генеральную компанию трамваев Москвы и России», в народе называвшаяся просто «Бельгийским обществом». 

Конечно, время шло, и на место конки пришел обычный электрический трамвай. Однако, зачастую, фирмы-владельцы вагончиков с лошадьми становились ярыми противниками внедрения новинки. 

Такая ситуация, например, была в Санкт-Петербурге, Харькове и Самаре. Именно поэтому пути трамвая прокладывались параллельно путям конки.

Конечно, это было связано еще и с желанием городских властей строить трамвай, который бы принадлежал городу, и доходы бы шли в казну. 

В других городах власти постепенно выкупали хозяйство конных дорог для превращения конки в трамвай. Среди них была и Москва. Такой ход событий был наиболее благоприятным для служащих конки: они не лишались работы, а приобретали другого руководителя и переучивались.

Использование конки в Москве продолжалось до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917.