Заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев о состоянии строительной отрасли в условиях турбулентности.

Строительная отрасль Москвы была и остается драйвером развития столичной экономики, ведь стройка дает мультипликативный эффект: одно рабочее место в стройотрасли формирует до восьми мест приложения труда в смежных секторах, а общий вклад стройкомплекса в валовый региональный продукт Москвы составляет порядка 19%. Кроме того, строительство является не только драйвером развития города, но и локомотивом выхода из любого кризиса. В настоящий момент, несмотря на сложившуюся обстановку, которая привнесла определенную турбулентность в различные вопросы, включая экономические, запас прочности стройкомплекса, к счастью, крепкий. Все секторы стабильно работают. Кроме того, мы нацелены на то, чтобы темпы работ по всем объектам не останавливать, а ускорять, потому что более раннее введение объекта позволяет быстрее проворачивать финансовые средства. 

Фактически ускорение строительства является ускорением развития экономики страны. Хочу подчеркнуть, что московские стройки на 95% не зависят от внешнего рынка. Потребности в транспорте и оборудовании обеспечены Россией и Беларусью, техника любой сложности доступна на заводах Китая и, частично, Российской Федерации. При этом основные материалы – металл, бетон, фанера – российского производства. Да, стоит вопрос замещения западных систем микроэлектроники и автоматизации. Мы планируем переориентироваться на поставки из стран Азии. Поставки по всем заключенным контрактам осуществляются в штатном режиме. Все столичные стройки в данный момент работают в соответствии с графиком. Город полностью обеспечен тоннелепроходческими комплексами для строительства метро и комплектующими. Планы досрочно ввести БКЛ остаются в силе: до конца года завершим работы по девяти оставшимся станциям. Продолжим и продление радиальных линий – Люблинско-Дмитровской, Сокольнической, Солнцевской, а также строительство новой Троицкой ветки. Не снизим и темпов строительства дорожно-транспортных объектов.

По-прежнему самым привлекательным с точки зрения инвестиций вложением является московская недвижимость. Ожидаем, что объем ввода по итогам 2022 года будет сопоставим с рекордами последних лет. С начала года в городе ввели почти 1,5 млн «квадратов» недвижимости. Из них 819 тысяч кв. метров приходится на жилье: это более 18% годового плана, составляющего 4,4 млн кв. метров. То есть мы даже немного опережаем намеченный график. К тому же введено 13 коммерческих объектов, которые дадут москвичам дополнительные рабочие места. Мы оперативно реагируем на меняющуюся экономическую ситуацию и прорабатываем меры поддержки отрасли. Ряд из них направлен на улучшение делового климата и сокращение административных барьеров, помощь системообразующим организациям, предприятиям малого и среднего бизнеса. Это позволит обеспечить выполнение госконтрактов, сохранить объемы ввода жилья по нацпроекту, предотвратить рост цен на стройматериалы, поддержать рынок труда. Мы готовы к любым сценариям, уже не раз успешно справлялись с серьезными вызовами. Справимся и сегодня. Стройкомплекс Москвы обладает запасом прочности на несколько лет вперед, все планы будут реализованы.

Материал подготовлен по материалам сайта «Московская перспектива».