Дом культуры «ГЭС-2» вошел в число финалистов международного конкурса в области архитектуры и строительства MIPIM Awards – 2022, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«С одной стороны, это электрическая станция начала XX века, а с другой – реконструкция, сделанная очень современным «языком». Работа сильная, безусловно, одна из лучших в Москве. И то, что проект оказался в финале конкурса MIPIM Awards, – закономерный результат. Думаю, есть все шансы побороться за победу», – сказал Сергей Кузнецов.

Дом культуры «ГЭС-2» открылся в декабре 2021 года. Он занимает здание бывшей городской электростанции, построенной в 1904-1907 годах у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала рядом с храмом Христа Спасителя.

Интересно, что изначально она называлась «Трамвайной». Как мы помним, до конца 19 века по Москве «бегали» конки или вагончики с лошадьми конно-железной городской дороги. А в 1899 году в городе появилась первая трамвайная линия.

Закладка центральной электростанции, 1904 год

Тогда развитием общественного транспорта занимались частные компании «Первое общество конно-железных дорог» и «Бельгийское акционерное общество». Электричество для первых трамвайных линий поставляла Раушская электростанция, принадлежавшая «Акционерному обществу электрического освещения 1886 года». 

Но в начале 20 века московские власти решили, что хотят передать всю власть над общественным транспортом городу. Поэтому они полностью выкупили собственность обеих компаний, в 1904 году параллельно с подписанием 4-летнего контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» заложили в Верхних Садовниках новую электростанцию специально для трамваев.

Построенная станция, 1907 год

Проект разработал выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств Василий Башкиров. Интересно, что в разработке здания также принимал участие Владимир Шухов, архитектор «Шуховской башни» рядом с метро «Шаболовская».

Строительство началось летом—осенью 1904 года, а ввести станцию в эксплуатацию планировалось в 1906-м, но окончание работ было отложено из-за забастовок 1905 года. Но через два года — в 1907-м наконец состоялось ее торжественное открытие. 

Центральная электростанция трамваев внутри, 1907 год

И все заработало. Даже больше скажем, станция начала расти. В 1910—1912 и 1917 годах здесь установили дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.

Но пришла революция. После февральской на Трамвайной станции был создан заводской комитет, а в октябре ее представитель вошёл в состав военно-революционного комитета. В дни противостояния большевиков и сторонников Временного правительства комитет захватил станцию, на часовой башне работала пулемётная точка, а трамвай использовался красноармейцами для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу. 

Трамвайная электростанция, 1920 год. На башенке уже нет часов

После Октябрьской революции электростанция перешла в подчинение Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, и в сентябре 1921 вместе с 8 другими станциями вошла в состав Управления объединёнными государственными электростанциями Московского района.

Электростанция МГЭС-2 и атмосфера 1930 года

В это же время здание начинает терять свой облик. К нему пристраивали корпуса, технологические помещения, изменен декор фасадов и утрачена башенка с часами.

Уширение русла реки Москвы напротив ГЭС, 1934 год

Последующие события описывать не имеет смысла — через каждые 3-4-5 лет ГЭС меняла то профиль, то владельцев, то сырье, на котором работала.

Обветшавшая ГЭС, 1980 год

Несмотря на частичные модернизации, к 2005 году из-за общего износа и высокой стоимости производимой электроэнергии городские власти решают закрыть ГЭС-2. Нагрузку распределили на подстанцию «Берсеневская» и ТЭЦ-20.

Так и стояло здание до конца нулевых. 

Но в ноябре 2009 года комплекс электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения под названием «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., архитектор В.Н. Башкиров».

ГЭС в 1996 году

Еще через пять лет — в ноябре 2014 года бывший владелец ПАО «Мосэнерго» продал электростанцию инвестору ООО «ГЭС-2» Леониду Михельсону. Новый собственник решил создать на этой территории музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства».

Михельсон создал Фонд развития современной культуры «Виктория – Искусство быть Современным» (V-A-C). Эта организация и стала заказчиком проекта новой ГЭС-2.

Проектное изображение

Концепцию реставрации разработала Международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже. Генеральным проектировщиком станции стала компания АПЕКС.

После утверждения проекта стало понятно, что здесь будет не просто музей, а новое культурное пространство.

Интересно, что «ГЭС-2» – первое культурное учреждение в России, получившее сертификат LEED Gold.

«Получение сертификата LEED Gold доказывает, что в России можно строить энергоэффективные и экологически чистые здания. Программа сертификации учитывает не только этап строительства, но и проектирования. Это значит, что работа над выполнением обязательных требований LEED и соответствием критериям зачетных категорий началась еще на этапе создания проектной документации, выбора строительных материалов и подрядчиков. Использование экологичных технологий – не только шаг к устойчивому проектированию и строительству, но и снижение затрат, например, за счет энергоэффективности и экономии в водопользовании», – рассказал партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере.

Помимо «ГЭС-2», в число финалистов конкурса MIPIM Awards вошли Большая кольцевая линия метро, проект редевелопмента территорий «ЗИЛ-Юг» и бизнес-парк «Ростех-Сити».