Разнообразен московский рельсовый транспорт: хотите (или не хотите, но надо) – спускаетесь в метро, садитесь на трамвай, или пересаживаетесь на Московский центральный диаметр или центральное кольцо. А еще в этом ряду есть уже почти незаметный, но уникальный монорельс.

Его официальная история начинается в 1998 году, когда «Московский институт теплотехники» вместе с Управлением транспорта и связи и Институтом Генплана Москвы получили поручение разработать проект программы «Московский монорельсовый транспорт».

Распоряжение о строительстве монорельса подписали в сентябре того же года, а в следующем – создали ОАО «Московские монорельсовые дороги». Тестовая трасса обкатывалась на территории МИТа.

Столичный монорельс хотели построить в две очереди. Сначала запустили участок от станции метро «Тимирязевская» до ВДНХ. Также планировали запустить станцию до метро «Ботанический сад», но эта идея не воплотилась. Открытие же нового вида транспорта состоялось в конце ноября 2004 года.

Сначала московский монорельс работал только в экскурсионном режиме с посадками через каждые полчаса и возможностью подняться на него только на одной станции «Улица Сергея Эзейнштейна». Потом открылись и другие. Официально городским транспортом он стал только в 2008 году, а в 2013 году здесь начали действовать тарифы столичного метрополитена.

Сейчас монорельс вернулся в экскурсионный режим работы с интервалами движения в 20-45 минут. Прокатиться на нем можно только в период с 8:00 до 20:00.

Сложность в обслуживании монорельса заключается в постоянной необходимости ремонтировать вагоны, созданные когда-то по заказу. Увы, ничто не вечно, и они потихоньку выходят из строя, становясь источником запчастей друг для друга.

Регулярно поднимается вопрос о целесообразности этого транспорта для столицы и возможном демонтаже путей с созданием новых трамвайных линий. Есть даже проект парка на месте транспорта, но официального решения до сих пор не принято.

Так что будете, например, в районе ВДНХ и вдруг услышите скрежет над головой – не пугайтесь, это по эстакаде пока еще ходит состав единственного в стране монорельса.