Давайте поговорим о станции метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии и ее названиях. Неофициальный эпитет «Сердце столицы» брать не будем, но с любовью упомянем его.

Вообще эта станция самая-самая по разным показателям – самая первая, так как пущена в составе первого пускового участка столичного метрополитена 15 мая 1935 года. Самая большая станция глубокого заложения в свое время. Она первой снялась в кино – в фильме «Цирк» 1936 года. И она самая центральная, да.

А еще она чаще всех меняла название, и москвичи разных поколений помнят ее под четырьмя разными наименованиями.

Станция метро «Охотный Ряд» в 1930-е. Фото: тг-канал «Старая Москва»

Сначала она была станцией «Охотный ряд» — так называлась находившаяся здесь когда-то площадь, топоним которой произошел от находившихся здесь лавок охотников. В конце XIX века пушнину и битую дичь здесь продавать перестали, но слава торгового места за площадью уже закрепилась. В улицу Охотный Ряд площадь превратилась в 1956-м году.

Регулировщик у станции метро «Охотный Ряд», 1935 год. Фото: тг-канал «Старая Москва»

25 ноября 1955 года станция красной ветки превратилась в «Имени Кагановича». Это очень интересный момент, поскольку ранее все метро носило имя этого партийного деятеля, который за его строительство и отвечал. Но к описываемым временам Лазарь Моисеевич несколько потерял в позициях. Метрополитен получил имя Владимира Ленина, а на долю метростроителя досталась всего одна станция.

Фото: ЖЖ RU_METRO

Уважения к былым заслугам Кагановича, впрочем, хватило ненадолго – на два года. Уже в 1957 году его сняли со всех государственных постов, а станция в один из дней проснулась под девичьим именем.

Но уже через четыре года на поверхности образовался Проспект Маркса, который вобрал в себя улицу Охотный Ряд и еще две центральные. И сразу же новое имя перешло и к этой станции метрополитена, причем просуществовать под ним ей пришлось довольно долго.  

Фото: сайт Московского клуба филуменистов

Последнее переименование станции приключилось 5 ноября 1990 года. Тогда по улицам Москвы носился дух перестройки, им же с карт города сдуло и Проспект Маркса, и одноименную станцию, обнажив исторические названия обоих объектов.